ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Соблюдение прав детей – граждан иностранных государств и детей, не имеющих гражданства, проживающих на территории Саратовской области

RESPECT OF THE RIGHTS OF CHILDREN OF FOREIGN NATIONALS AND STATELESS CHILDREN LIVING IN THE SARATOV REGION



Е.А. Артеменкова
E.А. Artemenkova
elena.artemenkova.11@mail.ru
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)
a PhD student, the Department of Constitutional and Municipal Law, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orel Branch)
г. Орел
Orel

Ключевые слова:

  • права детей
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • гражданство
  • несовершеннолетние
  • иностранный гражданин
  • лица без гражданства
  • защита прав и законных интересов
  • Keywords:

  • children's right
  • the Ombudsman for Children's rights
  • citizenship
  • minor children
  • foreign citizen
  • stateless persons
  • protection of rights and legitimate interests
  • Рассматриваемые в статье проблемы в сфере миграционного законодательства до сих пор остаются нерешенными вследствие недостаточной информированности соответствующих структур и общества об их сути и масштабах, о значимости их решения в правовом государстве, а также о том, к чему может привести непродуманность действий, а иногда и бездействие должностных лиц.
    В статье проанализированы причины указанных проблем и предложены рекомендации, которые могут оказать значительное влияние на ход их решения.

    The article presents a review of currently existing problems in the area of migration-related legislation which have still remained unsolved due to a low level of public and related structures awareness on their nature and the scope, on the need for and significance of solving the said problems in a rule of law state. The issues remain outstanding also due to lack of understanding what the crudity with regard to related actions (inactions) of public officials might result in.
    The article analyzes causes of the problems revealed and presents recommendations which might significantly affect the course of their solving.

    Обзор статьи

    На территории Российской Федерации гарантируется право человека иметь гражданство в целях обеспечения норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации [1].
    Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства [4. С. 31].
    Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [5. С. 175].
    Уполномоченным по правам ребенка в Саратовской области оказывается содействие в легализации нахождения детей на территории Российской Федерации в целях соблюдения прав детей – граждан иностранных государств и детей, не имеющих гражданства.
    Основными проблемами в 2016 году, с которыми иностранные граждане обращались к Уполномоченному, стали:
    - получение несовершеннолетними гражданства Российской Федерации;
    - оформление документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации;
    - оформление либо продление законного статуса нахождения в стране.
    В адрес Уполномоченного поступают обращения родителей в связи с необходимостью приобретения несовершеннолетними детьми гражданства Российской Федерации и оказания правовой помощи по данному вопросу.
    С просьбами о содействии в получении их несовершеннолетними детьми паспорта гражданина Российской Федерации поступали обращения и от семей, в которых один из родителей имеет российское гражданство.
    Соблюдение законодательства Российской Федерации и легализация нахождения иностранных граждан и находящихся у них на воспитании детей требуют особого внимания компетентных органов, так как нарушение миграционного законодательства данными лицами негативно отражается, в первую очередь, на правах несовершеннолетних.
    Иностранные граждане должны иметь документы, подтверждающие законность их проживания и пребывания на территории Российской Федерации для получения мер социальной поддержки на территории Российской Федерации. К таким документам относятся, в том числе, миграционная карта, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, разрешение на временное проживание, вид на жительство.
    Зачастую иностранные семьи с несовершеннолетними детьми, прибывающие в Саратовскую область на постоянное место жительства, не обладают сведениями об установленном законодательством Российской Федерации порядке получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации.
    Неоднократно к Уполномоченному обращались иностранные граждане, которые в силу сложившихся личных обстоятельств нарушили миграционное законодательство, в частности, не выехали из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания.
    Основными причинами, по которым иностранные граждане в истекшем году допускали указанные нарушения, являются требования миграционного законодательства [5. С. 176].
    К Уполномоченному по правам ребенка в Саратовской области в 2016 году поступали обращения, связанные с необходимостью продления срока нахождения несовершеннолетних на территории Российской Федерации, в том числе, в случаях, когда законный срок пребывания несовершеннолетнего мигранта на территории России уже истек.
    Данная проблема является следствием требования Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом 2.
    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. Это требование может привести к серьезным проблемам для ребенка, в частности, в процессе получения образования.
    В число оснований для досрочного отчисления обучающегося, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», истечение законного срока пребывания на территории России иностранного гражданина или лица без гражданства не входит. Однако ввиду требований миграционного законодательства дети мигрантов зачастую вынуждены выезжать за пределы Российской Федерации в середине учебного года по окончанию законного срока пребывания в стране. При этом въехать обратно они могут только через 90 суток, вследствие чего дети вынуждены постоянно прерывать учебный процесс, теряя возможность своевременно закончить соответствующую ступень образования [3].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.
    2. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. 29 июля. № 30. Ст. 3032.
    3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. 31 декабря. № 53 (ч. 1). Ст. 759.
    4. Дорошенко О.М., Морукова А.А. Актуальные проблемы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по контролю за соблюдением правил миграционного учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. 2016. № 2. С. 30–34.
    5. Сорбалэ К.В. Российский и международный опыт в вопросах урегулирования вопросов миграции и приобретения гражданства детьми мигрантов // Революционные и эволюционные изменения в праве: международно-правовое и внутригосударственное измерения. СПб.: Алеф-Пресс, 2015. С. 174–177.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2