|
|
|
|
старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат педагогических наук, доцент
|
Senior Lecturer, the Department of Physical Education, Saint-Petersburg State University of Economics
Senior Lecturer, the Department of Physical Education, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Pedagogics, Associate Professor
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
структура спортивных сооружений
отрасль физической культуры и спорта
структура отрасли
массовый спорт
досуговая деятельность
|
Keywords:
the structure of sports facilities
sector of physical education and sports
industry structure
mass sport
leisure time activity
|
В статье рассматривается развитие отрасли физической культуры и спорта. Обосновывается идея, что в процессе развития спортивной индустрии постепенно стирается грань между источниками финансирования некоммерческих и коммерческих спортивных организаций и предприятий. В настоящее время большинство российских спортивных клубов, лиг и федераций представляют собой некоммерческие или общественные организации, которые вынуждены вступать в рыночные отношения. Для определения путей развития спортивных организаций и их эффективного функционирования необходимо понимать отраслевую структуру физической культуры и спорта в Российской Федерации.
|
The article examines the development of physical education and sport industry. The authors justify the thought that in the course of the development of sports industry the distinctions between sources of financing noncommercial and commercial sports organizations and enterprises gradually disappear. Nowadays the majority of Russian sports clubs, leagues and federations represent noncommercial or public organizations which have to enter into market partnership. In order to define ways of the development of sports organizations as well as ensuring their efficient performance one needs to understand the sectoral structure of physical education and sports in the Russian Federation.
|
|
|
Обзор статьи
В настоящее время в нашей стране сложилась следующая отраслевая структура физической культуры и спорта (ФКС), основанная на разграничении социально-экономических функций различных видов физкультурно-спортивной деятельности: физическое воспитание и образование, массовая физическая культура и спорт, лечебно-оздоровительная физкультура и рекреация, любительский спорт высших достижений, профессиональный спорт.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» массовый спорт определяется как «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» [1]. Спорт высших достижений определяется в нем как «часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и официальных международных спортивных соревнованиях» [1]. Профессиональный спорт – это «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату» [1]. К сожалению, в законе отсутствуют комплексные определения таких важных видов физкультурно-спортивной деятельности, как физическое воспитание и образование, лечебно-оздоровительная физкультура и рекреация. При этом физическое воспитание в законе включается в понятие массового спорта, что, по нашему мнению, неправомерно.
Физическое воспитание и образование детей и молодежи осуществляется в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и специализированных спортивных школах, внешкольных спортивных организациях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. В этих учреждениях у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, развиваются способности в различных видах ФКС, формируются основы здорового образа жизни. В условиях развития компьютеризации образования и сети Интернет, доступной в школе, Интернет-клубе и дома, способствующих развитию гиподинамии у учащихся, молодежи необходима активизация учебных и внеучебных форм занятий ФКС.
Организации, ответственные за развитие массовой физической культуры и спорта, должны исходить из принципов территориальной и ценовой доступности предоставляемых ими услуг широким слоям населения. Ограничения на возможность занятий в клубе, секции, оздоровительной группе должны быть обусловлены возможностями соответствия выбранной формы занятий ФКС состоянию здоровья человека, структуре свободного времени, возрасту и т.п. Такие организации предусматривают возможность оказания бесплатных и льготных услуг для социально уязвимых слоев населения и платных услуг для платежеспособных категорий граждан. При таком подходе обеспечивается возможность широкого выбора организационно-правовых форм учреждений ФКС, способных сочетать хозяйственную самостоятельность и обеспечивать доступность предлагаемых спортивно-оздоровительных услуг по цене для потребителя. С учетом социальной значимости деятельности таких организаций важна их поддержка со стороны государства в форме государственного заказа на оказание бесплатных и льготных услуг социально уязвимым слоям населения, предоставления налоговых льгот и др. Данные организации могут иметь статус негосударственных некоммерческих организаций или государственных, муниципальных казенных предприятий.
Развитие лечебной и рекреационной физической культуры требует развертывания сети лечебно-восстановительных организаций, деятельность которых направлена на укрепление и сохранение здоровья населения. В Российской Федерации создана система врачебно-физкультурных диспансеров и кабинетов врачебного контроля, где обследуются спортсмены, а также наблюдаются члены спортивно-оздоровительных групп. В зарубежной литературе рекреационная физкультура понимается в основном как досуговая деятельность и рассматривается в качестве активного и пассивного отдыха [3; 4].
Спорт высших достижений является областью спорта, где осуществляется выявление и развитие потенциальных физических возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов на национальных и международных соревнованиях, установление спортивных рекордов, сопровождаемых организацией спортивно-зрелищных мероприятий и привлечением туристов. Успех в Олимпийском движении зависит от величины финансовых ресурсов, выделяемых на развитие физической культуры и спорта высших достижений и от эффективности их использования. Уровень будущих спортивных достижений страны тесно связан с современными масштабами и качеством развития детско-юношеского и молодежного спорта. Это предполагает существование эффективной системы отбора и подготовки молодых перспективных спортсменов, включающей развитие современной учебно-тренировочной базы в стране и новейших технологий спортивной подготовки. Количество завоеванных олимпийских медалей, прежде всего золотых, определяющее место национальной сборной в общем командном зачете, является показателем качества развития системы спорта высших достижений в стране. При этом, несмотря на ответственность Национального олимпийского комитета и федераций по видам спорта за подготовку спортсменов и их результаты, важнейшую роль в их достижении играет всесторонняя государственная поддержка олимпийского движения в стране при активном участии крупного бизнеса.
|
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Булатов Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 2011. 26 с.
3. Bellman F. Sportmarketing in der Praxis. Essen, 1990.
4. Imesch R.F. Basic principles of voluntary management: the sports club system // Workspop on Sports Management Training. Berlin: WilliWeyer Akademie, 1991.
|