ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Эффективность методов менеджмента качества гостиничного предприятия

EFFECTIVENESS OF QUALITY MANAGEMENT METHODS AT HOTEL BUSINESS



Е.А. Горбашко
А.Е. Андреева
Ye.A. Gorbashko
A.Ye. Andreeva
quality@finec.ru
anna.andreeva73@mail.ru
проректор по науке, зав. кафедрой экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
vice-rector for science, Head of the Department of Economics and Quality Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
post-graduate student, the Department of Economics and Quality Management, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • эффективность
  • экономическая добавленная стоимость
  • методы менеджмента качества
  • гостиничное предприятие
  • конкурентоспособность
  • инновации
  • инфраструктура
  • Keywords:

  • efficiency
  • economic added value
  • methods of quality management
  • hotel business
  • competitiveness
  • innovations
  • infrastructure
  • В статье предложены методические рекомендации выбора методов менеджмента качества для гостиничного предприятия на основе стратегических и экономических показателей, в том числе, экономической добавленной стоимости как наиболее объективного финансового критерия, сделан расчет экономических показателей при применении различных методов менеджмента качества и определён наиболее эффективный метод, обеспечивающий наивысший результат для повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия.

    We offer methodical recommendations concerning the choice of quality management methods for a hotel enterprise based on strategic and economic indicators including economic added value as the most objective financial criterion. We calculate economic indicators when applying various methods of quality management and distinguish the most effective method ensuring the best result to increase the competitiveness of a hotel.

    Обзор статьи

    Сегодня фактор качества в деятельности предприятия играет роль приоритетного как обеспечивающего конкурентное преимущество в условиях усиления конкуренции при различных политических и экономических ситуациях. Это особенно актуально в сфере гостиничных услуг, в которой качество обслуживания клиента занимает ключевое место в успешной деятельности гостиничного предприятия. Вместе с тем улучшение качества должно быть экономически оправдано [1; 2; 4; 5], поэтому вопросы совершенствования качества деятельности гостиничных предприятий надо решать с помощью применения эффективных методов менеджмента качества. Однако сегодня методологических и практических разработок по данному научному направлению еще недостаточно [1; 2; 3; 4; 5; 6]. В связи с этим необходимо формирование методических рекомендаций по выбору методов менеджмента, целью которых должно быть достижение высокого качества деятельности при оптимальных затратах, дающих высокий экономический результат, что в целом повышает конкурентоспособность гостиничного предприятия.
    В основе предлагаемых методических рекомендаций по повышению эффективности методов менеджмента качества лежат следующие положения, включающие:
    1) формирование набора возможных к применению методов менеджмента качества, повышающих конкурентоспособность с точки зрения условий внешней макро- и микро- конкурентной среды и внутреннего потенциала предприятия;
    2) определение экономической эффективности рассматриваемых методов менеджмента качества и выбор наиболее эффективного.
    Альтернативные методы менеджмента качества, приемлемые в существующих рыночных условиях и отвечающие внутреннему потенциалу конкретного предприятия, определяются на основе инструментов и приёмов стратегического менеджмента [3; 4]. В соответствии с этим в исследованиях автора проведен анализ ранжирования внешних и внутренних факторов гостиничного предприятия [1], который позволил сформировать следующие наиболее значимые методы менеджмента качества, необходимые для повышения конкурентоспособности в настоящих условиях с учетом внутренних компетенций гостиничного предприятия, а именно: метод «Бережливое производство» (метод 1), заключающийся в быстром обслуживании и экономном ведении процессов гостиничного предприятия, обуславливающий дополнительные инвестиции в технологии обслуживания, системы учета и подобное, что обеспечит эффекты за счет снижения текущих затрат и объемов оборотных средств; метод «Мотивация персонала плюс бережливое производство» (метод 2), включающий внедрение систем мотивации и непрерывное обучение персонала, в том числе и методам бережливого производства, предполагающий инвестиции в человеческий капитал, обучающие программы и учетные системы, что обеспечит эффекты роста заполняемости номеров гостиницы с одновременным снижением некоторых видов материальных затрат; метод «Инновационная ценность гостиничных услуг» (метод 3), предполагающий инновации в качество услуг, обуславливающий инвестиции в новое оборудование, инфраструктуру, что обеспечит эффекты от повышения объемов реализации за счет роста цен на услуги. Одновременное применение вышеперечисленных методов затруднено ограниченностью ресурсов и управленскими возможностями, что определяет проблему выбора.
    Для определения эффективности методов менеджмента качества гостиничного предприятия предлагается проведение экономического анализа на основе общей теории эффективности с учетом отраслевых особенностей сферы гостиничного бизнеса. В мировой практике приняты следующие показатели экономической эффективности для гостиничного предприятия, отражающие специфику его деятельности [7], а именно: загрузка номерного фонда (OR, occupancy); средняя стоимость номера в сутки (ADR, average daily rate); средний доход на один номер с учетом коэффициента загрузки (RevPar, revenue per available room); средняя прибыль на один номер (GORPar, gross operating profit per available room); рентабельность текущих затрат. Для любых преобразований составляется план объема инвестиций. Общие показатели эффективности деятельности гостиничного предприятия включают: выручку от продажи номеров (Rooms revenue); чистую прибыль (NOPAT, операционную прибыль, чистый доход); инвестированный капитал (IC, Invested Capital).
    В целом, эффективность деятельности и инвестиционная привлекательность гостиничного бизнеса должна определяться на основе показателя экономической добавленной стоимости (EVA) и оценки средневзвешенной стоимости капитала по всем источникам финансирования (WACC). Критерием эффективности деятельности предприятия в результате применения методов менеджмента качества будет максимизация рыночной стоимости гостиничного предприятия:
    V → max,
    при условиях:
    ∆ EVA > 0, ∆V > 0;
    IC < V (принцип разрушения или создания стоимости),
    где IC – величина инвестированного капитала.
    Исходя из особенностей применения различных методов менеджмента качества (состава дополнительных затрат и получаемых эффектов) в гостиничном предприятии, формируются его базовые параметры и характеристики деятельности, представленные в табл. 1.
    Базовые показатели табл. 1 позволяют определить результирующие экономико-финансовые характеристики эффективности деятельности гостиничного предприятия, представленные в табл. 2.
    Применение метода 3 хотя и дает большую рыночную стоимость, но обуславливает «разрушение стоимости», т.е. стоимость предприятия в 2020 году будет меньше инвестированного капитала, что не отвечает условию эффективности деятельности. Остается выбор метода 1 или 2, из табл. 2 видно, что метод 2, включающий мотивацию персонала плюс бережливое производство, предпочтительнее в настоящий период, т. к. создает большую рыночную стоимость, превышающую инвестированный капитал при одновременном росте экономической добавленной стоимости. В результате метод 2 будет составлять основу стратегии данного гостиничного предприятия и приниматься к реализации на ближайший период. В будущем при изменении рыночных факторов, возможно, встанет задача нового выбора, отвечающего сложившимся внешним и внутренним условиям.

    Список использованной литературы

    1. Андреева А.Е. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе методов менеджмента качества // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 4.
    2. Горбашко Е.А. Управление качеством. М.: Юрайт, 2012. 447 с.
    3. ГОСТ Р ИСО 10014-2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в менеджменте качества. Приказ Ростехрегулирования от 18.12.2008 г. № 472-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Леонова Т.И. Экономические аспекты управления качеством. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 100 с.
    5. Окрепилов В.В. Экономика качества. В 2-х т. СПб.: Наука, 2011. 632 с.
    6. Четыркина Н.Ю. Обеспечение конкурентоспособности организации методами менеджмента качества: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2014. 413 с.
    7. Lang J. (n.d.). Global Market Perspective Q4 2014 // Hotel investment. Retrieved. 2015 September. URL: www.jll.com/gmp/market-perspective/hotels (дата обращения: 07.07.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2