ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Аспекты антикризисной политики обеспечения устойчивого развития предприятия

Aspects of Crisis Management Policy to Ensure Sustainable Business Development



Т.А. Рублева
Tatyana Rubleva
tignatenko20@mail.ru
аспирант заочной формы обучения кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Company Economics and Production Management of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Исследованы антикризисные аспекты обеспечения устойчивого развития предприятия посредством проведения антикризисной политики на государственном уровне управления экономикой, а также на уровне отдельного предприятия. Предложены меры по совершенствованию государственной антикризисной политики в части превентивного мониторинга финансового состояния предприятий. Обосновывается целесообразность введения новой формы отчетности («Антикризисная отчетность») в качестве инструмента по предупреждению преднамеренного и фиктивного банкротства, а также представления в государственные органы оперативных сведений о финансовом состоянии предприятий. Подробно изучена законодательная база по вопросу антикризисного управления. Исследованы методики прогнозирования банкротства на предмет их целесообразности и адаптивности к российским экономическим условиям.
We research certain aspects of crisis management policy to ensure sustainable business de-velopment by carrying out crisis management policy both at the state level of managing the econ-omy and a single enterprise. Measures to improve the state crisis management policy concerning preventive monitoring of business financial situation are suggested. We prove the relevance of introducing a new reporting form as a tool to prevent intentional and fictitious bankruptcy and to report current financial situation to the authorities. We study in detail the legislation connected with crisis management. We also look at methods to forecast bankruptcy to check their relevance and adaptability to Russian economic conditions.

Ключевые слова:

  • антикризисное управление
  • устойчивое развитие
  • антикризисная политика
  • антикризисная отчетность
  • Keywords:

  • crisis management
  • sustainable development
  • crisis management policy
  • crisis reporting
  • Обзор статьи

    Современное предприятие принято рассматривать в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, существующей в условиях перманентно меняющейся внешней среды, а также тесно с ней взаимодействующей. Непостоянство и нестабильность окружающей среды является одной из наиболее важнейших ее характеристик, которая, с одной стороны, усложняет деятельность предприятия, а с другой – создает динамические предпосылки к совершенствованию его системы управления, целью которой является обеспечение необходимого климата для достижения эффективного и стабильного функционирования. Однако не каждому предприятию удается успешно совладать с появляющимися трудностями, что обусловливается непрофессиональностью подхода к организации работы предприятия и неоперативной реакцией на возникающие изменения извне. На сегодня одной из наиболее глобальных проблем для современного российского предприятия является сохранение конкурентоспособности и поддержание высокой степени активности его деятельности с целью обеспечения его устойчивого развития. Обеспечение устойчивого развития предприятия целесообразно рассматривать в плане всестороннего совершенствования его антикризисной политики. Применение антикризисного управления на предприятии в качестве основополагающего принципа управления представляет собой создание инновационного типа поведения хозяйствующего субъекта, базирующегося на стратегической ориентации. Перспективность и действенность антикризисного управления не вызывает никаких сомнений, находя свою актуальность в нынешних экономических реалиях. Важно подчеркнуть, что рассмотрение антикризисной политики предприятия представляется актуальным в непосредственной связи с государственной антикризисной политикой, поскольку рассмотрение предприятия как отдельной хозяйствующей единицы исключительно в аспекте его внутренней среды носит ограниченный характер. Государственная антикризисная политика, относящаяся к группе политических факторов устойчивого развития предприятия, принимается автором в качестве доминирующего фактора внешней среды. Являясь ключевой движущей силой экономики страны, государство призвано выполнять стабилизирующие функции и снижать неопределенность экономической среды для предприятий посредством проведения государственной антикризисной политики. Эффективность антикризисного управления и правовые основы определяются уровнем развития экономики страны. Действенность института банкротства в стране также свидетельствует об уровне организации и развития национальной экономики в рамках антикризисной политики. Институт банкротства обусловливает необходимость создания специфического инструментария, способного защитить деятельность участников экономических процессов как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельно взятых предприятий, с целью обеспечения их устойчивого развития.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 27 сент. 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 16 октября 2002 г. // Российская газета. 2002. 2 ноября.
    2. Распоряжение ФСФО РФ от 20 декабря 2000 г. № 226-р «О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности». Зарегистр. в Минюсте РФ 22 января 2001 г. № 2536 // Российская газета. 2001. 6 февраля.
    3. Гарина Е.П., Медведева О.В., Шпилевская Е.В. Антикризисное управление. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 128 с.
    4. Патласов О.Ю., Сергиенко О.В. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации. М.: Книжный мир, 2009.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2