ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Предметно-деятельная направленность эмоций человека в системе общественных отношений

OBJECT-ACTIVE DIRECTION OF HUMAN EMOTIONS IN SOCIAL RELATIONS SYSTEM



В.К. Потемкин
V.K. Potemkin
eleonor036@yandex.ru
зав. кафедрой управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
Head of the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, Honored Science Worker of the Russian Federation
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • эмоции
  • структура
  • содержание и направленность эмоций
  • предметно-деятельные эмоции
  • эмоциональный настрой
  • воля
  • человек
  • личность
  • работник
  • общественные отношения
  • Keywords:

  • emotions
  • structure
  • essence and direction of emotions
  • object-active emotions
  • emotional disposition
  • will
  • human
  • personality
  • worker
  • social relations
  • В статье приведены теоретические обобщения взглядов на проблему определения сущностных характеристик эмоций человека, области их фиксирования в общественной практике. Проведен критический анализ формализованных ограничений использования эмоций в общественной практике и обоснованы положения по предметно-деятельной направленности эмоций на созидание и развитие общественных отношений.

    We offer theoretical generalizations concerning the problem of determining the essence of human emotions and their place in social practice. We carry out a critical analysis of formalized limitations of applying emotions in social practice and substantiate the theses connected with object-active orientation of emotions to creating and developing social relations.

    Обзор статьи

    Исследователи социального феномена эмоций человека рассматривают их, как правило, в социально-структурном и культурологическом контексте, а также с учетом фактического исторического времени общественного бытия [7], полагая при этом, что на эмоции человека влияют социальные условия его жизнедеятельности [8]. Эмоции как отражение рефлективного состояния человека рассматриваются в работах целого ряда исследователей [9], что позволило установить такие эмоциональные характеристики, как: чувство сопричастности, вины, тревоги, конфликтность, невротические состояния личности и т.п.
    Одновременно было обращено внимание на индивидуализм личности и рефлективные многообразия эмоций человека, отражающих весь спектр социальных отношений, складывающихся в определенный период общественного развития [11].
    Социокультурный признак эмоций человека [13], поведенческий аспект как отношение человека к себе, к другим людям, к обществу в целом [14] позволяет понять динамизм возникновения, протекания и формы выражения эмоций, включая способы их подачи, изменения во времени и фиксации в сознании людей [15]. Заметим, что Арли Хосшильд, одна из немногих исследователей, обратила внимание на две основные формы выражения человеком своих эмоций: чувствования и выражения чувств, подтверждающего состояния своего собственного «Я», образа поведения и восприятия действительности [10].
    Эмоции в контексте «правила гнева», то есть реакции на различного рода события в жизни человека были описаны более 30 лет назад и подтверждены в 2017 году на межгосударственном уровне. Событийный аспект позволил сформулировать принципы и условия существования пласта проблем формирования эмоционального состояния человека, обусловленного его социокультурной и национальной принадлежностью, особенностями исторического развития социальной общности и конкретными условиями социальных отношений [17].
    Важным аспектом развития теории эмоций стало их структурирование на первичные и вторичные группы, придание эмоциям не только взаимозависимого характера, но и эволюционного, соотносящегося с ситуацией в системе общественных отношений [18].
    Оценивая теоретические посылы в развитии понимания сущности эмоций, можно утверждать, что они эволюционируют по принципу «человек, личность, работник, общественная среда и общественные отношения» и в своей основе нацелены на конкретные социальные действия, а также на понимание и отражение в сознании человека ценностно-нормативных принципов или стандартов поведения в обществе, в конкретной сфере приложения труда. Так, развивая этот контекст понимания сущностных характеристик эмоций, были подчёркнуты различные состояния людей, представляющих профессионально-квалификационные и статусные группы. В частности, рабочие – наемные работники – ощущали чувство отверженности и имели низкую самооценку [19]. Аналогичные данные, но с другой симптоматикой эмоциональных состояний людей были получены в исследованиях «Скрытые раны класса» [16], «Приучение к труду» [21], «Теория праздного класса» [20].
    В проведённом теоретическом обобщении проблемы эмоций ярко выражена психологическая, антропологическая и лингвистическая постановка и описание эмоционального состояния человека. Однако, учитывая то обстоятельство, что предметной областью социологического исследования является социальное действие человека в обществе, в конкретной сфере приложения труда, видимо, целесообразно сделать дополнение в теоретическое осмысление эмоций человека, тем более, что и в теории, и в практической деятельности эмоции человека имеют самую различную смысловую нагрузку или смысловое звучание. Как следствие в зависимости от ситуации в сфере приложения труда смысл эмоций видоизменяется и может нести социальную, психологическую, биологическую, организационную, экологическую и бытовую нагрузку. В этой связи представляется необходимым контурно выделить спектр представлений о личности, который способствовал бы не только определению ее общих черт, но и ее профессиональных качеств и свойств, адекватных практической реализации в соответствующих условиях деятельности предприятий и организаций, которые бы способствовали с позиции эмоционального устройства личности более успешному отслеживанию профессиональных качеств человека, росту его физического, ментального, духовного и, конечно же, эмоционального интеллекта. Кроме того, необходимо иметь в виду, что личность – это форма существования человека, развитие которой не завершается обретением автономности и самостоятельности, а зависит от достижения самодетерминации, самоуправления, формирования зависимых и независимых общечеловеческих и социально-профессиональных побуждений и смыслов.
    Структура личности обычно включает способности, темперамент, характер и волевые качества, мотивы, социальные установки, ценностные ориентации и, конечно, эмоции. Именно эти структурированные свойства личности и составляют основания для формирования социального действия конкретного человека, общности или группы людей, занятых общественной либо профессиональной деятельностью.

    Список использованной литературы

    1. Джеймс В. Психология. Пг., 1902.
    2. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Изд-во СПБГУ, 1996. 142 с.
    3. Клобуков П.Е. Эмоции, сознание, культура (особенности отражения эмоций в языке) // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: Философия, 1998. Вып. 4. С. 110–123.
    4. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд. СПб.: 1986.
    5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 378.
    6. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. М., 1957. С. 256–257.
    7. Beck U. Beyond Status and Class // Individualization / ed. by U. Beck, E. Beck-Gernsheim. L.: Sage, 2002. P. 39;
    8. Cordon S.L. Institutional and Impulsive Orientations in Selectively Appropriating Emotions to Self // The Sociology of Emotions: Original Essays and Research Papers / ed. by D.D. Franks. E.D. McCarthy. Greenwich, CT: JAI Press, 1989. P. 115–135.
    9. Hadbook of the Sociology of Emotions / ed. by J.E. Stets, J.H. Turner. N.V.: Springer. 2006. Р. 114–134.
    10. Hochschild A. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley: University of California Press, 1983.
    11. Hookway N. Emotion, Body and Self: Critiquing Moral Decline Sociiology // Sociology. 2013. Vol. 47. № 4. Р. 841–857.
    12. Kemper T.D. How Many Emotions are there? Wedding the social and autonomic Components // American Journal of Sociology. 1987. № 93. P. 263–289.
    13. Lupton D. The Emotional Self. L.: Sage, 1998. P. 172.
    14. Rosenberg M. Reflexivity and Emotion // Social Psychology Quarterly. 1990. № 53. P. 3–12.
    15. Scheff T. Shame in Self and Society // Symbolic Interaction. 2003. Vol. 26. № 2. P. 239–262.
    16. Sennett R., Cobb J. The Hidden Injuries of Class. N.Y.: Vintage books, 1972.
    17. Sheff T.J. Social-emotional Word: Mapping a Continent // Current Sociology. 2011. Vol. 59. № 3. Р. 347–361.
    18. Stearns C.Z., Stearns P.H. Anger: The Struggle for Emotional Control in America s History. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1986.
    19. Turner J.H. On the Origins of Human Emotions: A Sociological Inquiry into Evolution of Human Effect. Stanford, CA: Stanford univ. Press, 2000.
    20. Vwblen T. The Theory of the Leisure Class. N.Y.: Mentor, 1953.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2