ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методологическое обеспечение управления институциональной инновационной средой организации

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR MANAGEMENT OF INSTITUTIONAL INNOVATION ENVIRONMENT



А.М. Мельниченко
A.M. Melnichenko
haneviech_a@mail.ru
декан факультета дополнительного профессионального образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», кандидат экономических наук
Dean of the Faculty of Additional Professional Education, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • внешняя и внутренняя среда
  • инновационная среда
  • институциональная среда
  • методология
  • принципы управления
  • принятие решений стратегического характера
  • императивный консенсус
  • Keywords:

  • external and internal environment
  • innovation environment
  • institutional environment
  • methodology
  • principles of management
  • strategic decision making
  • imperative consensus
  • Актуальность темы статьи определяется тем, что решение проблемы трансформации национального хозяйства в экономическую систему нового типа, основным ресурсом которой являются интеллектуальные достижения, позволяющие радикально повысить уровень удовлетворения общественных потребностей, требует целенаправленного регулирования среды функционирования организации. В современных условиях ключевым элементом среды функционирования организации является ее инновационная составляющая, включающая элементы, необходимые для разработки и применения инноваций, в том числе, институты, формирующие нормы и правила инновационной деятельности. Эффективное управление институциональной инновационной средой организации предполагает создание адекватной сущности и сложности задачи методологии анализа и синтеза системы инновационного менеджмента субъекта хозяйствования.

    The solution to the problem of transforming national economy into an economic system of a new type requiring targeted regulation of business environment determines the relevance of the research. The main resource of the process in question is intellectual achievements enabling to dramatically increase the level of meeting social needs. Currently the key element of business environment is its innovation component including elements essential for developing and implementing innovations among which there are institutions determining rules and regulations of innovation activity. Effective management of innovation institutional environment implies creating adequate essence and complexity of the methodology of analysis and synthesis of the system of innovation management of a business entity.

    Обзор статьи

    Применение методологии институционального подхода как совокупности базисных положений регулирования состояния социально-экономических объектов на основании приоритета фактора влияния норм и правил функционирования [5] в решении проблемы управления инновационной средой организации предполагает, в первую очередь, формирование системы принципов: общих требований к менеджменту процессов создания и производственного применения научно-технических новшеств. При этом необходимо учитывать специфику внешней и внутренней составляющих институциональной инновационной среды и, соответственно, разделять названные принципы по этому признаку на две группы.
    Принципы управления внешней институциональной инновационной средой организации необходимо рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, эти принципы должны отражать тот потенциал, который имеется у данного субъекта хозяйствования в отношении изменения состава, содержания и направленности воздействия на его инновационную деятельность со стороны государственных институтов [6]. В то же время принципы этой группы следует исследовать с точки зрения специфики их применения при определении возможностей и подходов к постоянному регулированию взаимодействия организации с партнерами по реализации проектов в области научно-технического развития [7]. Реализация таких принципов должна, в конечном счете, создать условия для объективно необходимого и рационального изменения как внешней, так и внутренней составляющей институциональной инновационной среды, которое обеспечит экономическое развитие организации как элемента новой экономики. Сказанное позволяет обосновать включение в состав принципов управления внешней институциональной инновационной средой организации такие, как принцип институционального влияния, принцип внешней институциональной мотивации и принцип институционального развития.
    Принцип институционального влияния следует трактовать как требование постоянного исследования возможностей участия организации в процессах формирования новых и корректировки действующих институтов, представленных как факторы воздействия на условия и результативность инновационной деятельности субъекта хозяйствования. Такое участие объективно может носить исключительно опосредованный характер, однако его влияние на содержание нормативных актов и решений органов государственной власти в сфере регулирования процессов создания и применения в производственной практике современных достижений науки и техники может быть весьма значимым. При этом наиболее эффективными являются разработка и лоббирование принятия решений стратегического характера, направленных на создание устойчивой законодательной базы инновационного развития общества, обеспечивающей защиту интересов всех участников процессов разработки и внедрения инноваций. Данное положение основано на том, что в подавляющем большинстве случаев появление инноваций, в первую очередь, радикальных предполагает согласованные действия большого числа участников с высокой общностью интересов [8], в то время как отдельная организация, даже получив определенные правовые преференции, не в состоянии обеспечить достижение конечного результата. При этом следует учитывать, что усилия, направленные на решение тактических задач развития данной организации посредством влияния на нормотворческую деятельность (например, включение в состав исполнителей государственных инвестиционных программ в области высоких технологий и, следовательно, получение статуса бюджетополучателей [2]), не должны исключаться, если они не противоречат интересам партнеров по стратегическому инновационному взаимодействию.
    Принцип внешней институциональной мотивации состоит в том, что действия партнеров организации по инновационной деятельности по изменению норм и правил их отношений с данным субъектом хозяйствования, соответствующие интересам последнего, предполагают создание условий стимулирующего характера. Важным обстоятельством, определяющим методы и инструменты такого стимулирования и его конечную результативность является то, что оно должно быть направлено на исключение конфликта интересов и обеспечивать позитивное влияние факторов взаимодействия на эффективность функционирования каждого из его участников. Характерной особенностью внешней институциональной мотивации с позиций научного менеджмента является то, что предлагаемое управленческое решение типологически относится к императивному консенсусу: такое решение вырабатывается в рамках одной организации, а реализуется многими участниками хозяйственного взаимодействия [4]. К этому классу решений в области инновационной деятельности относятся, например, изменение условий контрактов на приобретение инновационных ресурсов и продажу инновационных продуктов, приобретение членства в саморегулируемых организациях инновационной сферы и другие, затрагивающие интересы нескольких сторон. Полноценная реализация такого рода решений возможна только в том случае, когда ими обеспечивается равномерное распределение эффекта, который в данном случае следует трактовать как определяющий инструмент институциональной мотивации. При этом необходимо учитывать, что эффект от реализации решений об изменении содержания институционального взаимодействия может состоять как в получении непосредственных экономических выгод (например, рост дохода, дополнительная прибыль, сокращение операционных издержек и иных), так и в приобретениях социального характера (например, расширение общественного признания, увеличение числа благоприятно настроенных контактных аудиторий и другие); при этом последние следует оценивать как условия перспективного экономического развития.

    Список использованной литературы

    1. Аржаков М.В., Аржакова Н.В., Новосельцев В.И. Управление конфликтами: монография. Воронеж: Кварта, 2015.
    2. Баженова В.С., Пивоваров Н.А. Государственное регулирование технологического развития в современных условиях. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2016.
    3. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент. М.: ИД Вильямс, 2010.
    4. Лялин А.М. Теория менеджмента. СПб.: Питер, 2009.
    5. Мельниченко А.М. Исследование инновационной среды, как объекта управления: терминологические аспекты // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. Т. 79. № 1(71). С. 426–431.
    6. Николаева И.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
    7. Сергеев В.А. Основы инновационного проектирования. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2014.
    8. Управление институциональными инновациями: монография / под ред. Д.С. Петросяна. М.: РУСАЙНС, 2017.
    9. Шумаев В.А. Управление инновациями: состояние, теория, практика: монография. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2015.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2