ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Критерии принудительного труда в практике Европейского суда по правам человека

CRITERIA OF FORCED LABOUR IN CASE LAW OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS



Е.В. Сыченко
E.V. Sychenko
e.sychenko@mail.ru
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Phd
Senior Lecturer, the Department of Civil Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • Европейский суд по правам человека
  • принудительный труд
  • Европейская конвенция по правам человека
  • военная служба
  • гражданские обязанности
  • Keywords:

  • European Court of Human Rights
  • forced labour
  • the European Convention on Human Rights
  • military service
  • civic obligations
  • Статья посвящена анализу решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и бывшей Европейской комиссии по правам человека о толковании запрета принудительного труда. В первой части объектом исследования выступает понятие принудительного труда и подчеркивается значение конвенции Международной организации труда для толкования данного понятия. Во второй части рассматриваются решения ЕСПЧ и Европейской комиссии по правам человека, в которых изложен подход этих органов к толкованию видов деятельности, которые не являются принудительным трудом, предусмотренные частью 3 ст. 4 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Делается вывод о том, что Европейский суд по правам человека традиционно толкует понятие принудительного труда довольно узко, исключая из него работу, выполняемую без оплаты. Также отмечается, что Суд склонен довольно широко трактовать понятие «гражданских обязанностей» как основание для привлечения человека к труду без его согласия.

    The article provides a detailed analysis of the judgments of both European Court of Human Rights (ECtHR) and the former European Commission of Human Rights regarding interpretation of the term prohibition of forced labour. Thereupon in the first part of the study the concept of forced labour is viewed as an object of the research wherein the importance of the convention of the International Labour Organization for the interpretation of this concept is stressed upon. In the second part of the study the author addresses the judgments of the ECtHR and European Commission of Human Rights, which illustrate the approach of these bodies to the interpretation of the activities that are not deemed forced labour under part 3 of Article 4 of the European Convention on Human Rights (ECHR).
    The conclusion is drawn that the European Court of Human Rights traditionally interprets the concept of forced labour in a quite narrow way, excluding from this notion any work done without payment. It is noted in addition that the Court tends to interpret broadly the concept of "civic obligations" as the basis for the engagement of a person in labour without his or her consent.

    Обзор статьи

    Введение
    Ст. 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – «Европейская конвенция») содержит запрет обязательного и принудительного труда, аналогичный запрет закреплен в ст. 4 Трудового кодекса РФ. Европейская конвенция является частью правовой системы России, в этой связи очень важно понимать, одинаково ли определяется принудительный труд в российских и международных актах, какие есть особенности в толковании исключений из запрета принудительного труда Европейским судом по правам человека и бывшей Европейской комиссией по правам человека. Эти вопросы недостаточно освещаются в российской правовой литературе.
    В рамках настоящей работы будет рассмотрен подход Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ, или Суд) к запрету принудительного труда, закрепленному в ст. 4 Европейской конвенции по правам человека. В первой части будет проанализировано понятие принудительного труда и источники его судебного толкования. Во второй части предметом рассмотрения выступят решения ЕСПЧ, в которых Суд изложил свои правовые позиции о тех видах деятельности, которые не являются принудительным трудом.
    1. Понятие принудительного труда
    Ст. 4 Европейской конвенции предусматривает запрет принудительного или обязательного труда, но не раскрывает их понятие. В данной статье перечислены некоторые виды работ, которые не относятся к запрещенному принудительному или обязательному труду. Согласно норме п. 3 ст. 4 Европейской конвенции термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения; службу военного характера, альтернативную гражданскую службу; службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения, а также работу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.
    Анализ практики ЕСПЧ по этой статье позволяет привести несколько других примеров тех работ, которые не считаются судом обязательными или принудительными. Например, при рассмотрении дела Schuitemaker v. The Netherlands [3] Суд выразил правовую позицию о том, что необходимость согласия на любую подходящую работу как условие получения в дальнейшем пособия по безработице не является нарушением ст. 4 Европейской Конвенции. Заявление было признано судом неприемлемым как необоснованное, поскольку государства свободны устанавливать порядок и условия предоставления пособий. С точки зрения ЕСПЧ, условие выполнения любой подходящей работы направлено на удостоверение в том, что лицо готово работать, и не составляет нарушения ст. 4 Конвенции.
    Для определения понятия принудительного или обязательного труда (эти два понятия в практике ЕСПЧ не разделяются) Европейский суд, как правило, ссылается на Конвенцию Международной Организации Труда № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда», принятую в 1930 году. В качестве примера можно привести решения по делам I. v. Norway [4] и Graziani-Weiss v. Austria [5], в которых ЕСПЧ определил «принудительный или обязательный труд» как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
    Кроме Конвенции МОТ № 29, Европейский суд обращается к нормам ст. 2 Конвенции МОТ № 105 для более четкого определения видов деятельности, составляющих принудительный и обязательный труд. Согласно Конвенции № 105 принудительный труд запрещен в следующих формах: a) средство политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; b) метод мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; c) средство поддержания трудовой дисциплины; d) средство наказания за участие в забастовках; e) мера дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.
    2. Толкование Судом исключений, предусмотренных частью 3 ст. 4 Европейской конвенции
    Третья часть статьи 4 Европейской конвенции содержит список работ, которые не подпадают под определение принудительного или обязательного труда, который включает в себя: а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы; с) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения; d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.
    Рассмотрим решения ЕСПЧ и бывшей Европейской комиссии по правам человека, вынесенные по каждому из этих пунктов.

    Список использованной литературы

    1. Сыченко Е.В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение: монография. М.: Юстицинформ, 2014.
    2. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права. М.: Институт права и публичной политики, 2002. С. 237.
    3. ECtHR, Schuitemaker v. The Netherlands (15906/08) 04/05/2010.
    4. EurCommHR, I. v. Norway (No1468/62)17/12/1963.
    5. EurCommHR, Graziani-Weiss v. Austria (31950/06) 18.10.2011.
    6. EurCommHR, X. v. The Federal Republic of Germany (2413/65) 16/12/1966.
    7. EurCommHR, Twenty-one detained persons v Germany (3134/67 et al) 06/04/1968.
    8. ECtHR, Chitos v Greece (51637/12) 04/06/2015.
    9. ECtHR, Chitos v Greece (51637/12) 04/06/2015, пар. 53.
    10. ECtHR, S. v. Germany (9686/82) 04/10/1984.
    11. EurCommHR, GusscnbauervAustria (4897/71) 22 March 1972.
    12. EurCommHR, Iversen v. Norway (1468/62) 17 December 1963.
    13. ECtHR , Zarb Adami v. Malta (17209/02) 20/06/2006.
    14. ECtHR, X. and Y. v. Federal Republic Of Germany (7641/76) 11 December 1976.
    15. Di Pieter van Dijk, Godefridus J.H. Hoof, G. J. H. Van Hoof, Theory and Practice of the European Convention on Human Rights. Martinus Nijhoff Publishers, 1998. P. 336.
    16. ECtHR,Van der Mussele v. Belgium (8919/80) 23/11/1983.
    17. ECtHR, Vnuchko v. Ukraine (1198/04) 14/12/2006.
    18. EurCommHR, Ackerl and others v. Austria (20781/92) 29/06/1994.
    19. ECtHR, Stummer v Austria (37452/02) 07/07/2011.
    20. ECtHR, Mateescu v. Romania (no. 1944/10) 14.01.2014.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2