ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Легитимность нормативных правовых актов

LEGITIMACY OF REGULATORY LEGAL ACTS



А.Е. Скачкова
И.Л. Честнов
A.E. Skachkova
I.L. Chestnov
annaskachkova@yandex.ru
annaskachkova@yandex.ru
начальник отдела прокуратуры Санкт-Петербурга, директор Санкт-Петербургского межрегионального центра профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, старший советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент
профессор кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук
Head of the Saint-Petersburg Prosecutor's Office Department, the Director of Interregional Center of Professional Training of Prosecutors and Federal Civil Servants, Senior Counselor of Justice, PhD in Law, Associate Professor
Professor, the Theory and History of State and Law Department, Saint-Petersburg Law Institute (Branch) of the Academy of the Office of the Prosecutor General of the Russian Federation, Doctor of Law
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • легитимность
  • легальность
  • нормативные правовые акты
  • юридическая повседневность
  • Конституционный Суд Российской Федерации
  • инициирование принятия нормативного правового акта
  • прокурорский надзор
  • Keywords:

  • legitimacy
  • legality
  • regulatory legal acts
  • legal daily routine
  • Constitutional Court of the Russian Federation
  • initiating adoption of a regulatory legal act
  • prosecutor's supervision
  • Авторы статьи рассматривают легитимность нормативных правовых актов в двух смыслах: формальном и содержательном. Легитимность нормативных правовых актов трактуется в формальном смысле как их легальность. Приводятся критерии легальности нормативных правовых актов. В содержательном смысле легитимность нормативных правовых актов рассматривается с точки зрения их соответствия юридической повседневности населения и правоприменителей.

    The authors of the article consider legitimacy of regulatory legal acts in two meanings: the formal and semantic. Legitimacy of regulatory legal acts when being interpreted formally means legality of the ones. The article provides a range of criterion for defining legality of regulatory legal acts. In semantic meaning legitimacy of regulatory legal acts is considered from the point of view of their compliance with legal daily routine of population and everyday life of law enforcers.

    Обзор статьи

    Легитимность – важнейший показатель состояния правовой системы общества. Несмотря на чрезвычайную актуальность проблемы легитимности права, на сегодняшний день ей уделяется недостаточное внимание в научной юридической литературе. В настоящей статье авторы излагают свое видение данного вопроса применительно к легитимности нормативных правовых актов.
    Сразу же следует заметить, что в современной юриспруденции (и в смежных науках, в частности, в социологии и политологии) отсутствует единство мнений по поводу того, что следует понимать под термином «легитимность». Легитимность права (и нормативных правовых актов) традиционно трактуется как его признание населением. В этом, как считается, отличие данного термина от «легальности», в котором акцентируется внимание на формальном аспекте соблюдения, исполнения и использования норм права.
    Соглашаясь с такой точкой зрения, тем не менее, нельзя не заметить, что соотношение данных понятий гораздо сложнее. Дело в том, что легитимность права как его признание весьма проблематично измерить . Это связано, во-первых, с неустойчивостью обыденного общественного сознания. Во-вторых, сами по себе показатели соблюдения, исполнения, использования норм права включают формальный момент легитимности, т.е. легальность.
    В-третьих, целый ряд авторитетных ученых (Н. Луман, Ю. Хабермас и др.) рассматривают легитимность в процессуальном или процедурном, дискурсивном смысле, т.е. как легальность. В связи с этим представляется целесообразным разграничивать легитимность нормативных правовых актов в формальном и содержательном смыслах, отдавая отчет в том, что эти смыслы пересекаются или взаимодополняют друг друга. В первом случае легитимность нормативных правовых актов будет тождественна их легальности, во втором – предполагается антропологическое измерение доверия или принятия нормативных правовых актов.
    Легитимность нормативных правовых актов в формально-юридическом смысле включает, прежде всего, законность или легальность принятие правового акта:
    - инициирование принятия нормативного правового акта (ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, ст. 46, ч. 12 ст. 3, ч. 2 ст. 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ);
    - рассмотрение проекта нормативного правового акта (ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
    - принятие нормативного правового акта (ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
    - подписание (ратификация или промульгация) нормативного правового акта (ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
    Особое место юридической оценки законности принятия нормативного правового акта занимают вопросы полноты правового регулирования общественных отношений, отнесенных к ведению данного публично-правового образования и нуждающихся в правовом регулировании в силу императивных предписаний закона, имеющего бóльшую юридическую силу, так называемых «обязательных» нормативных правовых актов.
    Обеспечение легитимности как легальности нормативных правовых актов предполагает своевременность приведения правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями законодательства, имеющего бóльшую юридическую силу. Не меньшее значение играет также фактическое и своевременное исполнение требований уполномоченных органов по вопросам законности правовых актов:
    1) Конституционного Суда Российской Федерации – в силу требований ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ признание не соответствующими Конституции Российской Федерации Федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре, либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации, договора субъекта Российской Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений, принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные Федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.

    Список использованной литературы

    1. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.
    2. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004.
    3. Тамбовцев В.Л. Политическая экономия судебной реформы // Актуальные экономические проблемы России / под общ. ред. Л.Э. Лимонова. СПб., 2005.
    4. Posner R. The Problems of Jurisprudence. Chicago: Chicago, Univ. Press, 1990.
    5. Posner R. How Judges Think. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2008. 387 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2