Легитимность – важнейший показатель состояния правовой системы общества. Несмотря на чрезвычайную актуальность проблемы легитимности права, на сегодняшний день ей уделяется недостаточное внимание в научной юридической литературе. В настоящей статье авторы излагают свое видение данного вопроса применительно к легитимности нормативных правовых актов.
Сразу же следует заметить, что в современной юриспруденции (и в смежных науках, в частности, в социологии и политологии) отсутствует единство мнений по поводу того, что следует понимать под термином «легитимность». Легитимность права (и нормативных правовых актов) традиционно трактуется как его признание населением. В этом, как считается, отличие данного термина от «легальности», в котором акцентируется внимание на формальном аспекте соблюдения, исполнения и использования норм права.
Соглашаясь с такой точкой зрения, тем не менее, нельзя не заметить, что соотношение данных понятий гораздо сложнее. Дело в том, что легитимность права как его признание весьма проблематично измерить . Это связано, во-первых, с неустойчивостью обыденного общественного сознания. Во-вторых, сами по себе показатели соблюдения, исполнения, использования норм права включают формальный момент легитимности, т.е. легальность.
В-третьих, целый ряд авторитетных ученых (Н. Луман, Ю. Хабермас и др.) рассматривают легитимность в процессуальном или процедурном, дискурсивном смысле, т.е. как легальность. В связи с этим представляется целесообразным разграничивать легитимность нормативных правовых актов в формальном и содержательном смыслах, отдавая отчет в том, что эти смыслы пересекаются или взаимодополняют друг друга. В первом случае легитимность нормативных правовых актов будет тождественна их легальности, во втором – предполагается антропологическое измерение доверия или принятия нормативных правовых актов.
Легитимность нормативных правовых актов в формально-юридическом смысле включает, прежде всего, законность или легальность принятие правового акта:
- инициирование принятия нормативного правового акта (ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, ст. 46, ч. 12 ст. 3, ч. 2 ст. 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ);
- рассмотрение проекта нормативного правового акта (ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
- принятие нормативного правового акта (ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- подписание (ратификация или промульгация) нормативного правового акта (ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Особое место юридической оценки законности принятия нормативного правового акта занимают вопросы полноты правового регулирования общественных отношений, отнесенных к ведению данного публично-правового образования и нуждающихся в правовом регулировании в силу императивных предписаний закона, имеющего бóльшую юридическую силу, так называемых «обязательных» нормативных правовых актов.
Обеспечение легитимности как легальности нормативных правовых актов предполагает своевременность приведения правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями законодательства, имеющего бóльшую юридическую силу. Не меньшее значение играет также фактическое и своевременное исполнение требований уполномоченных органов по вопросам законности правовых актов:
1) Конституционного Суда Российской Федерации – в силу требований ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ признание не соответствующими Конституции Российской Федерации Федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре, либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации, договора субъекта Российской Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений, принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные Федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.