На сегодняшний день тема импортозамещения является одной из наиболее актуальных. В связи с санкциями, которые были введены западными странами в отношении России, президент В.В. Путин в 2014 году объявил о начале проведения политики импортозамещения.
Если рассматривать данную политики с точки зрения экономики, то импортозамещение – прекращение или уменьшение импортных поставок товаров путем увеличения производства отечественных аналогов данной продукции. То есть, правительство реализует протекционистскую экономическую стратегию, которая защищает местных производителей посредством замещения импортных товаров отечественными. В дополнение к этому импортозамещение характеризуется следующими чертами. Во-первых, проведение политики импортозамещения приводит к активной и агрессивной экспортной политике государства. Во-вторых, данная политика может проводиться как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Россия уже имеет положительный опыт использования политики импортозамещения. После кризиса 1998 года объем импорта в страну упал более чем на 74 млрд долл. США, что отразилось на мощном росте ценовой конкурентоспособности и эффективности производств, в среднесрочной перспективе повысило динамику ВВП, которая совпала с высокими ценами на мировом рынке энергоносителей, что в итоге привело к устойчивому росту отечественной экономики на протяжении десятилетия.
Однако стоит упомянуть о том, что политика импортозамещения проводится в каждой конкретной стране в конкретных экономических, политических, социальных и т.д. условиях, предпосылки и причины к внедрению данной политики всегда уникальны. На сегодняшний день данный вид политики был выбран в связи со следующими причинами:
- санкции, введенные в отношении России, которые заключаются в эмбарго на экспорт и импорт оружия, запрет на экспорт технологий военного назначения, также на технику и оборудование, которые могут быть использованы для добычи и разведки сланцевой нефти. В ответ на данные санкции Россия ввела контрсанкции, которые выразились в виде запрета на поставку ряда продовольственных товаров, в частности: молочные и мясные продукты, фрукты, овощи и т.д. из стран, которые поддержали ввод санкций (Европейский Союз, Норвегия, Канада, США и другие);
- преобладание импорта услуг и товаров над их производством и экспортом, то есть снижение сальдо торгового баланса;
- резкое падение курса российского рубля в 2014 году;
- острая необходимость развития высокотехнологичного сектора в экономике страны. Данная проблема напрямую связана с упадком отечественной машиностроительной и обрабатывающей промышленности;
- высокий уровень зависимости от экспорта углеводородов (нефть, газ). В связи с этим устойчивость российского рубля напрямую связана с мировыми ценами на углеводороды, которые обладают большой волатильностью и имеют тенденцию к непредсказуемым обвалам;
- необходимость решения ситуации, связанной с восстановлением продовольственной независимости страны.
В текущих политических и экономических условиях для контроля за проведением политики по импортозамещению создан Национальный центр поддержки импортозамещения (далее НЦПИ) [1]. Структура данного НЦПИ выглядит следующим образом (см. рисунок).
Рассмотрим структуру НЦПИ более подробно:
- Сеть ЦПИ субъектов РФ. В каждом субъекте формируются локальные базы предприятий, создается информационный центр по поддержке импортозамещения, предоставляющий базу данных заказчиков, поставщиков и возможностей, которые они все имеют. Также данный центр может оказывать услуги по консалтингу;
- НЦПИ. На федеральном уровне формируется объединённая база участников системы НЦПИ. В задачи центра входит решение задачи в плане содействия импортозамещению, которая состоит в том, что большое количество российских поставщиков и производителей продукции не знают своих потенциальных заказчиков. В свою очередь, заказчики работают с зарубежными поставщиками, не зная об отечественных аналогах;
- база данных. В данную базу входят данные о заказчиках и поставщиках;
- консалтинг. В консалтинг входят: технологическая экспертиза, программы по разработке бизнес-планов, сервисы по разработке технико-экономических обоснований, организация финансирований.