ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Государственно-частное партнерство как основа интенсивного развития туризма в России

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS BASIS FOR INTENSIVE DEVELOPMENT OF TOURISM IN RUSSIA



Т.А. Лаврова
С.А. Уваров
T.A. Lavrova
S.A. Uvarov
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры национальной экономики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
зав. кафедрой торгового дела и товароведения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
professor, the Department of National Economy, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
Head of the Department of Commerce and Merchandising, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • государственно-частное партнерство
  • источники финансирования туризма
  • туристско-рекреационные зоны
  • механизм ГЧП
  • формы государственно-частного партнерства
  • туристско-рекреационная деятельность
  • Keywords:

  • tourism
  • state-private partnership
  • sources of tourism funding
  • tourist-recreational zones
  • mechanism of state-private partnership
  • forms of state-private partnership
  • tourist-recreational activity
  • В статье рассмотрены особенности развития туризма в Российской Федерации на основе применения механизмов государственно-частного партнерства. В статье представлена классификация основных видов государственно-частного партнерства и основных источников финансирования проектов, используемых в сфере туризма. Авторы проанализировали особенности и основные механизмы государственно-частного партнерства в сфере туризма; провели сравнительный анализ использования механизма государственно-частного партнерства в России и мире в целом.

    We consider specific features of developing tourism in the Russian Federation on the basis of applying state-private partnerships mechanisms. We offer a classification of the main types of state-private partnership as well as the key sources of funding projects in the sphere of tourism. We analyze the characteristics and main mechanisms of state-private partnership in tourism sphere and carry out a comparative analysis of applying the mechanism of state-private partnership in Russia and in the world as a whole.

    Обзор статьи

    В туризме за последние годы произошли существенные изменения, связанные как с влиянием внешних факторов, так и внутренних, а именно: возрос интерес к путешествиям внутри страны российских граждан. Кроме этого постепенно меняется география туристов, прибывающих в Россию из-за рубежа: увеличилось количество туристов из Китая, других азиатских стран, но сократилось количество туристов из европейских стран. Следовательно, вопросы интенсивного формирования туристских объектов, строительства современных гостиничных комплексов, увеличение туристских объектов на территории городов, субъектов РФ, и в целом по стране в настоящее время актуально как никогда. Для реализации и скорейшего финансирования государственных программ в области развития туризма важнейшее значение приобретает государственно-частное партнерство как на региональном, так и на федеральном уровне. Государственно-частное партнерство в области развития туризма представляет собой важнейший механизм осуществления туристско-рекреационной деятельности на основе объединения возможностей государства и частного бизнеса. Существует много различных определений государственно-частного партнерства. Наиболее общее из них дает Всемирный банк: «Государственно-частное партнерство – это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и повышения эффективности бюджетного финансирования» [6].
    Следовательно, государственно-частное партнерство представляет собой форму взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом в отношении объектов государственной собственности, а также услуг, оказываемых государственными органами и предприятиями, в целях реализации инвестиционных проектов в различных сферах экономической деятельности. В настоящее время в России определены отрасли первостепенного применения механизма ГЧП – это, прежде всего, здравоохранение, образование, туризм, транспорт.
    В Российской Федерации приоритет государства в решении вопросов социально-экономического развития территорий с использованием механизма ГЧП закреплен в различных документах. Важнейшим документом в области координации деятельности между государством и бизнесом является Федеральный закон № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» от 13 июля 2015 года.
    Основные направления развития туристской индустрии в Российской Федерации отражены в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)». В условиях активного развития внутреннего туризма потребности в скорейшей реализации инвестиционных проектов, направленных на формирование объектов туристской индустрии, механизм государственно-частного партнерства способствует решению следующих вопросов:
    - увеличение финансовых средств на развитие туристско-рекреационных комплексов;
    - ускорение реализации инвестиционных проектов в области развития регионального туризма;
    - взаимовыгодное сотрудничество государственных структур с представителями бизнеса в данной области.
    Например, за счет средств частных инвесторов осуществляется строительство туристских объектов, реставрация и восстановление объектов культурно-исторического наследия, строительство конкурентоспособных отелей и других объектов. За счет средств из федерального или регионального бюджета осуществляется формирование инфраструктуры к территории застройки.
    В Российской Федерации используются следующие основные формы государственно-частного партнерства:
    1) государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора;
    2) аренда государственного имущества;
    3) участие в капитале;
    4) концессии;
    5) соглашения о разделе продукции;
    6) контракты
    Основные различия между рассмотренными формами ГЧП систематизированы и представлены в табл. 1.

    Список использованной литературы

    1. Биржа инвестиционных проектов. URL: https://www.inproex.ru/sector/projects/34/page/2 (дата обращения: 27.02.2017).
    2. Деревянко К.И. Совершенствование организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства в индустрии туризма (на примере Кемеровской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во БАТиП, 2012. 24 с.
    3. Государственно-частное партнерство. Теория и практика / колл. авторов: В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев, раздел 2.1. Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора. URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/12135/ogl.shtml (дата обращения: 12.03.2017).
    4. Киселева Е.А. Возможности для государственно-частного партнерства в России // Strategy Partners Group: [сайт]. http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Turizm/GChP%20turizm.pdf (дата обращения: 27.02.2017)
    5. Туризм в субъектах Российской Федерации: региональные особенности и перспективы развития // Ростуризм: [сайт]. http://www.russiatourism.ru/news/1216/ (дата обращения: 11.03.2017)
    6. Delmon J. Private sector investment in infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk // The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2