ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта в Ленинградской области

DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN LENINGRAD REGION



С.Е. Дроботов
S.Ye. Drobotov
3drsid@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
a PhD student, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • государственно-частное партнерство
  • физическая культура и спорт
  • частные инвестиции
  • спортивные объекты
  • целевое финансирование
  • нормативно-правовая база
  • Keywords:

  • state-private partnership
  • physical culture and sport
  • private investment
  • sports facilities
  • target financing
  • legislative and regulatory frameworks
  • В условиях инвестиционного кризиса существенно возросли экономические риски реализации социально значимых проектов, в большей степени это касается сферы физической культуры и спорта. Областной и муниципальные бюджеты с ранее принятыми инвестиционными программами не справляются. Отсутствие стабильного и достаточного бюджетного финансирования приводит к ухудшению качества и снижению доступности услуг физической культуры и спорта, что только увеличивает разрыв между потребностями населения в физкультурно-спортивных услугах, спортивной инфраструктуре, требованиями к ним и бюджетными ограничениями. Это делает актуальным поиск новых источников внебюджетного финансирования, подкрепляемых бюджетными обязательствами и внедрение современных методов развития и управления в сфере физической культуры и спорта.
    В статье приводятся предложения по совершенствованию системы управления сферой физической культуры и спорта в Ленинградской области на основании развития государственно-частного партнерства и расширения направлений его применения.

    The economic risks of realizing socially significant projects have considerably increased under investment crisis, it mostly concerns physical culture and sport. Regional and municipal budgets are unable to cover the investment programs approved earlier. The lack of stable and sufficient budget financing results in decreasing quality and poorer availability of physical culture and sport services, which increases the gap between the population’s needs in sports services, sports infrastructure, their standards and budget limitations. It makes relevant the search of new sources of non-budgetary financing supported by budgetary commitments and the introduction of modern methods of development and management in the sphere of physical culture and sport.
    We offer our ideas on improving the system of management of physical culture and sport sphere in Leningrad region based on the development of state-private partnership and expanding the areas of its implementation.

    Обзор статьи

    На данный момент развитие сферы физической культуры и спорта (ФКС) в Ленинградской области тормозится отсутствием развитой спортивной инфраструктуры. Неравномерность социально-экономического развития региона и отдельных муниципальных районов, сложность, ресурсоемкость и длительные сроки окупаемости спортивных объектов, дефициты бюджетов, сокращение бюджетных расходов, ограничения по привлечению заемного финансирования приводят к тому, что проблемы развития спортивной инфраструктуры существуют во всех районах Ленинградской области.
    В четырехлетнем плане развития региона – «Программа – 12», рассчитанная на 2014–2017 гг., строительство спортивных объектов является одним из приоритетных направлений. Тем не менее, в 2015 г. не попали в бюджет области строительство таких спортивных объектов, как футбольное поле в Рощино, ледовый дворец в Кингисеппе, крытый плавательный бассейн в Ивангороде, спортивный центр в Отрадном, физкультурно-оздоровительный комплекс в Виллози, стадион с футбольным полем в Подпорожье, стадион и каток в Тосно и др. [4]. Прежде всего, это связано с тем, что предложения по строительству поступают от районов, которые уже «закредитованы» и не могут самостоятельно рассчитаться по долгам, по бюджетным и по коммерческим кредитам. Только за 2014 г. объем долгов региональных бюджетов РФ по коммерческим кредитам увеличился примерно на 20% [1. С. 6]. У большинства районов, которые хотят строить крупные спортивные объекты, не просчитаны расходы на их обслуживание и содержание, так как в муниципалитетах не хватает квалифицированных кадров, способных оценить потребность населения в объектах ФКС и, соответственно, рассчитать экономический и социальный эффекты их строительства.
    Применение государственно-частного партнерства (ГЧП) в области совместного возведения и управления спортивными объектами может быть использовано в качестве решений обозначенных проблем. Такое партнерство в сфере ФКС позволит расширить ресурсную базу региона и мобилизовать неиспользованные резервы для социально-экономического развития, повысить эффективность организации управления собственностью и хозяйственной деятельностью спортивных объектов.
    Участие в ГЧП позволит региональным и муниципальным органам управления Ленинградской области получить доступ к альтернативным финансовым источникам, что делает реальным реализацию важных и срочных проектов, невозможную при других условиях. В итоге уменьшится нагрузка на областной и муниципальный бюджеты и одновременно увеличится ассортимент оказываемых населению физкультурно-спортивных услуг, повысится их качество и доступность. Конкурсный процесс отбора частного партнера позволяет предъявить высокие требования к уровню компетенций его участников. Ожидаемая эффективность достигается за счет более низких издержек, более высокого уровня качества услуг ФКС и снижения рисков. Заинтересованность партнера из частного сектора гарантирует надежность результата сотрудничества, которое выражается в участии в долгосрочных и среднесрочных бизнес-проектах на условиях распределения рисков с государством.
    Актуально применение механизма ГЧП не только из-за дефицита областного и муниципальных бюджетов и сокращения инвестиций в основной капитал Ленинградской области, но и сменой логики региональной и муниципальной инвестиционной политики. Ресурсы целевого финансирования, бюджетные и внебюджетные средства не способны полностью удовлетворить потребность населения в качественных и доступных физкультурно-спортивных услугах. Поэтому без участия частного сектора не удастся кардинально повысить качество социального обслуживания и эффективность расходования средств. Так же остро стоит вопрос по увеличению внебюджетных доходов спортивных объектов.
    Ленинградская область является одним из самых активных регионов России по внедрению механизмов ГЧП как инструмента реализации инфраструктурных проектов. Согласно рейтингу развития ГЧП в субъектах Российской Федерации регион занимает 7-е место и является лидером среди группы регионов с высоким потенциалом в области ГЧП [2]. В основном это благодаря сложившейся привлекательности институциональной среды для частного инвестора при реализации проектов и высокой практической ориентированности нормативно-правовой базы.
    Однако опыт Ленинградской области по применению механизма ГЧП в сфере ФКС ограничивается строительством и ремонтом спортивных объектов. В целом, частный сектор задействован недостаточно для развития спортивной инфраструктуры всех муниципальных районов. Оказание физкультурно-спортивных услуг в рамках ГЧП не развито, в том числе управление спортивными объектами и физкультурно-спортивными учреждениями. Это связано с несформированностью спроса ГЧП на проекты со стороны региона в сфере ФКС и отсутствием предложения со стороны частного сектора. Разнонаправленные общественные и частные интересы только осложняют данную проблему. Поэтому необходимы изменения нормативной и институциональной базы Ленинградской области для применения механизма ГЧП в сфере ФКС.

    Список использованной литературы

    1. Вильде Т. Новая реальность // Управление бизнесом. 2015. № 18. С. 5–8.
    2. Долгов А.А., Конгулов А.С., Ткаченко М.В. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / под ред. П.Л. Селезнёва. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. 18 с.
    3. Дриго М.Ф. Региональные центры государственно-частного партнёрства как основа привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 6. С. 37–43.
    4. Официальный сайт Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: http://econ.lenobl.ru/ (дата обращения: 11.10.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2