ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Гражданско-правовое регулирование безвестного отсутствия граждан при чрезвычайных ситуациях

CIVIL-LEGAL REGULATION OF UNKNOWN ABSENCE OF CITIZENS IN EMERGENCIES



А.В. Эльмурзаев
А.В. Меньшиков
Е.А. Титова
A.V. Elmurzaev
A.V. Menshikov
E.A. Titova
elmurzaev.78@mail.ru
kaf-gp@igps.ru
Lady.uea@yandex.ru
доцент кафедры гражднского права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», кандидат юридических наук
зав. кафедрой гражданского права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», кандидат педагогических наук, доцент
дознаватель, Главное управление МЧС России по Самарской области, отдел надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Самары
senior lecturer at the Department of Civil Law, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, PhD in Law
Head of the Department of Civil Law, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, PhD in Pedagogics, Associate Professor
Interrogator, Head Office of Samara region EMERCOM Russia, the Department of Supervisory Activity and Preventive Work at Samara City district
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Самара
St. Petersburg
St. Petersburg
Samara

Ключевые слова:

  • чрезвычайные ситуации
  • безвестное отсутствие
  • объявление умершим
  • судебная практика
  • правовое регулирование безвестного отсутствия
  • юридическая фикция
  • судебная коллегия
  • Keywords:

  • emergencies
  • unknown absence
  • declaring someone dead
  • court practice
  • legal regulation of unknown absence
  • legal fiction
  • judicial board
  • Чрезвычайные ситуации являются потенциально опасными для жизни и здоровья граждан. Нередко в результате чрезвычайных ситуаций граждане пропадают без вести. При этом может возникнуть ситуация, при которой остается имущество, которым необходимо управлять в их отсутствие, или возникает необходимость в реализации прав или исполнении обязанностей. Обеспечение стабильности гражданского оборота требует внесения определенности в статус отсутствующих лиц. В данной статье исследуется правовое регулирование безвестного отсутствия граждан. Рассмотрены правовые формы фиксации безвестного отсутствия граждан. Проанализированы особенности признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. В этой связи проанализировано законодательство о чрезвычайных ситуациях: значительное количество нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, рассмотрены судебные решения по вопросам признания гражданина умершим.

    Emergency situations are considered to be potentially life and health threatening for citizens. As a result of emergencies quite often citizens go missing. Along with that there might arise a situation when there remains property being left over which needs to be administered in their absence or there emerges the need for realization of rights or meeting obligations. Enforcement of stability of civic turnover requires assigning certain legal certainty to the status of individuals being absent.
    The present article deals with legal regulation of unknown absence of citizens with some legal forms of documenting the case being studied. In addition specific features of recognizing a citizen to be a missing person and declaring someone dead have been analyzed. In this respect current legislation dealing with emergencies have been analyzed including a number of relevant legal normative instruments covering the field under the study as well as court decisions with regard to recognition of someone dead.

    Обзор статьи

    Конституция Российской Федерация гарантирует защиту прав и свобод гражданина [1]. Защита населения и территорий от природного и техногенного характера является одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности [2]. Одним из принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина [3]. Защита прав осуществляется независимо от обстоятельств, существующих во время нарушения прав. Чрезвычайные ситуации различного характера являются все более часто встречающимся фактором, влияющим на современную жизнь. Чрезвычайные ситуации – это обстоятельства, сложившиеся на определенной территории, которые причиняют вред жизни, здоровью людей или их имуществу, либо создают угрозу причинения вреда этим значимым объектам [4]. Нередко в результате чрезвычайных ситуаций происходит гибель людей. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций могут быть различными. Это и огонь во время пожаров, и вода во время паводков. Чрезвычайные ситуации могут носить природный или техногенный характер, в зависимости от причин, которые вызвали чрезвычайную ситуацию. Во время чрезвычайных ситуаций могут пропадать и пропадают люди. Не всегда поиски потерпевших приводят к положительному результату. В случае, если не найдено тело потерпевшего, погибшего в результате чрезвычайной ситуации, констатация факта смерти такого лица является невозможной. И, наоборот, в случае констатации смерти гражданин не может быть признан ни безвестно отсутствующим, ни умершим. Данное правило действует во всех случаях, в том числе и в чрезвычайных ситуациях. Несмотря на очевидность данного случая, в практике встречаются дела с требованиями о признании данных фактов. Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 сентября 2016 года по делу № 33-12525/2016 отменено решение Ставропольского районного суда Самарской области от 12 октября 2015 об объявлении Федина В.А., 29 апреля 1945 года рождения, умершим. При рассмотрении дела судебная коллегия установила, что в 2001 году Федин А.А. умер, находясь на Украине у родственников. В подтверждение указанных обстоятельств заявитель предоставила копию справки № 89 от 19.07.2001 года, в которой указано, что в книгу регистрации актов о смерти в Середино-Будского райотдела ЗАГС Сумской области 18.04.2001 года внесена запись о смерти Федина В.А. за номером 59, определена причина смерти. Регистрация проведена согласно ст. 158 Кодекса о браке и семье Украины. Соответственно, после этого Федин А.А. в месте своего жительства на территории Российской Федерации не проживал. По мнению суда первой инстанции, это дало основания для признания его умершим, так как сроки его отсутствия соответствуют требованиям пункта 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ. В своем определении судебная коллегия указала, что смерть Федина В.А. была констатирована медицинским учреждением, которое установило не только дату, но и причину смерти, на основании которой органом государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Украины зарегистрирована смерть Федина В.А., соответственно, статья 45 ГК РФ в данном случае не может быть применена.
    Необходимость стабильности гражданского оборота требует надлежащего исполнения своих обязанностей субъектами гражданского права, которые невозможны для лиц, отсутствующих в месте своего жительства в течение длительного времени. Для внесения определенности в гражданский оборот Гражданский кодекс РФ предусматривает нормы о безвестном отсутствии гражданина в месте жительства [5]. Безвестное отсутствие лица в месте жительства может повлечь два правовых последствия в форме признания гражданина безвестно отсутствующим и признания гражданина умершим. Данное решение может принять суд при соблюдении определенного порядка и наличия условий. Но, по мнению ряда авторов, данные правовые институты направлены, большей частью, на прекращение прав лица, и многие из них не подлежат восстановлению в случае его явки [6].
    В целом, возрастающее количество чрезвычайных ситуаций, влияющих на все большее количество людей, изменения законодательства в сфере правового положения личности обусловливают необходимость изучения темы безвестного отсутствия граждан в чрезвычайных ситуациях, ее актуальность. Чрезвычайные ситуации, как юридические факты, порождают последствия, регулируемые различными отраслями права, в том числе и гражданским правом. По мнению А.И. Фролова, гражданско-правовые последствия чрезвычайных ситуаций могут быть классифицированы в зависимости от принадлежности к тем или иным институтам гражданского права [7]. А.И. Фролов выделяет по меньшей мере пятнадцать гражданско-правовых последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе касающиеся безвестного отсутствия граждан.
    При безвестном отсутствии гражданина, которое было вызвано чрезвычайной ситуацией, мы имеем дело с юридической презумпцией. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим основано на предположении о том, что он жив. Данное предположение не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто. В случае получения определенных данных о судьбе гражданина суд новым решением отменяет предыдущее решение. Кроме того, при безвестном отсутствии гражданина существует юридическая фикция после вынесения решения суда о признания гражданина безвестно отсутствующим [8]. Эта фикция основана на презумпции нахождения его в живых.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.
    2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. 4 января. № 1 (часть II). Ст. 212.
    3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в ред. 05.10.2015 г.) «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. 3 января. № 1. Ст. 2.
    4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. 26 декабря. № 35. Ст. 3648.
    5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301.
    6. Кулицкая Л.И. Основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим и роль органов внутренних дел в установлении фактов безвестного отсутствия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 32 с.
    7. Фролов А.И. Вопросы классификации гражданско-правовых последствий чрезвычайных ситуаций // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 56: сб. статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2013. 159 с.
    8. Цыбизова Н.А. Презумпции и фикции при безвестном отсутствии гражданина // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 56: сб. статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2013. 159 с.
    9. Тимшина О.Л. Особенности регулирования правовых отношений между бывшими супругами: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 170 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2