ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социальное предпринимательство в сфере услуг: систематизация подходов

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN SERVICE SPHERE: SYSTEMATIZATION OF APPROACHES



Г.А. Карпова
А.Ю. Быков
G.A. Karpova
A.Yu. Bykov
karpovaga@rambler.ru
socman.finec@mail.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
соискатель ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
candidate for PhD, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социальное предпринимательство
  • благотворительность
  • некоммерческие негосударственные организации
  • социально ориентированные организации
  • субъекты малого и среднего бизнеса
  • Keywords:

  • social entrepreneurship
  • charity
  • non-profit private organizations
  • socially oriented organizations
  • subjects of small and medium-sized business
  • Актуальность предпринятого в статье анализа обусловила быстрыми темпами развитие феномена социального предпринимательства, однако сих пор не выработано общепринятого и однозначного понимания социального предпринимательства как в среде исследователей, так и в среде практиков.
    В статье дан анализ существующих подходов к рассмотрению социального предпринимательства, определены критерии и приведена авторская систематизация этих подходов. Обозначены наиболее существенные моменты развития социального предпринимательства в нашей стране, среди которых авторы называют следующие: трансформация объекта социального предпринимательства (реципиента) в субъект социального бизнеса; место малого и среднего бизнеса в развитии социального предпринимательства; приоритет сферы услуг как основной ниши для социальных предпринимателей; формирование квазирынка в этой сфере; гибкость и адаптивность социальных предприятий. Проанализировано современное состояние законодательной базы в области регулирования социального предпринимательства.

    The relevance of the analysis contributed to fast development of social entrepreneurship. However, there is still no common unambiguous understanding of social entrepreneurship among both researchers and practicians.
    We carry out the analysis of existing approaches to social entrepreneurship, determine the criteria and offer our own way to systemize the approaches in question. The most important points of developing social entrepreneurship in our country are distinguished, among which we list the following: transformation of a social entrepreneurship object (recipient) into a subject of social business; the place of small and medium-sized business in the development of social entrepreneurship; the priority position of service sphere as the main niche for social entrepreneurs; creating a quasi-market in the sphere in question; flexibility and adaptability of social enterprises. We analyze the modern state of legislation in regulating social entrepreneurship.

    Обзор статьи

    Сегодня и в России, и во всем мире нашла широкое распространение такая форма активности, как социальное предпринимательство. И хотя как термин в экономической литературе данный вид деятельности закрепился не так давно (самый конец XX в.), однако, как указывают исследователи, факты возникновения социального предпринимательства в мировой практике можно отнести к XVI–XVIII вв. [26]. В этот период находим много примеров создания различных благотворительных обществ и обществ взаимопомощи, оказывающих социально востребованные услуги (призрение сирот, больных, бездомных). Частная благотворительность была свойственна предпринимателям и промышленникам, которые делали пожертвования неимущим, благотворительным обществам, церкви, руководствуясь по большей части религиозными соображениями, снижая тем самым остроту ряда общественных проблем. В России активное участие в реализации подобных «социальных проектов» играла церковь. Значительное число благотворительных заведений устраивались при монастырях: больницы для бедных, богадельни, странноприимные дома [20]. Зачастую по завещанию состоятельные люди немалую долю имущества отписывали различным благотворительным заведениям, городской казне, учебным заведениям, следуя убеждениям своей веры.
    Исследования показывают, что современные предприниматели, занимаясь благотворительностью, в большей степени руководствуются прагматическими соображениями, нежели духовными или религиозными [7], ориентируются при решении социальных задач общества и на достижение собственных маркетинговых и имиджевых целей. И хотя нет сформированного единого мнения о том, что следует относить к системе социального предпринимательства, однако сугубо благотворительная деятельность не может быть однозначно причислена к социальному предпринимательству как таковому, хотя и направлена на решение и смягчение общественных проблем.
    В сфере социального предпринимательства происходит расширение направлений деятельности, растет потенциальный спрос со стороны различных групп населения, имеющих те или иные запросы как на получение благ и услуг, так и на рабочие места. Расширение практики социального предпринимательства ставит задачи по теоретическому и методическому осмыслению данного феномена, задачи по оценке возможности использования моделей социального предпринимательства в различных отраслях народного хозяйства. Как указывают исследователи, наибольшее распространение социальное предпринимательство получило в сфере услуг, здесь востребованность обслуживания социально незащищенных групп населения ощущается особенно остро [22]. Например, решение вопросов медицинского обеспечения, образования, ухода и патронажа, сопровождения при поездках лиц с ограниченными возможностями и т.д.
    Подчеркнем, что единства, что же относить к социальному предпринимательству, нет ни в среде исследователей, ни в среде законодателей. Считается, что исследователи обратились к активному изучению данного явления в середине 1970-х гг., поскольку именно к этому времени феномен стал настолько распространен в хозяйственной деятельности многих стран, что не мог остаться незамеченным. Следует указать, что некоторые авторы относят такие богоугодные заведения, как «работные дома», которые появились в России на рубеже XIX–XX вв., где нуждающимся предоставлялся приют и работа, к первоначальной форме институционализации социального предпринимательства [5]. Возникновение подобных практик в новейшее время было обусловлено тем, что государственные социальные институты, призванные решать актуальные общественно значимые проблемы, не справлялись со своим задачами [25]. В ответ стали возникать социальные предпринимательские проекты, интегрировавшие процессы получения экономической и социальной выгоды [3]. Решение исследовательской задачи по выработке единого подхода к трактовке социального предпринимательства имеет помимо собственно научного значения, важный практический смысл. А именно: выработка критериев отбора социальных предприятий, к которым могут быть применены те или иные инструменты нормативного регулирования или использованы льготные режимы функционирования.

    Список использованной литературы

    1. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук:. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015.
    2. Батаева Б.С. Подходы к социальному предпринимательству в России и за рубежом // Предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности: материалы III Международного научного конгресса / Финансовый университет при Правительстве РФ. М., 2015. С. 221–223.
    3. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор основных моделей социального предпринимательства. М.: Изд-во ВШЭ, 2007.
    4. Волкова М.С. Понятие социального предпринимательства и его критерии // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 9. С. 39–48.
    5. Восколович Н.А. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития сферы услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 1 (3). С. 52–55.
    6. Гришина Я.С. Публично-правовые средства обеспечения социально-имущественных потребностей в механизме правового регулирования социального предпринимательства. Саратов, 2013.
    7. Климова С.В. Благотворительность предпринимателей: традиции и новации в социальной практике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 122–127.
    8. Минэкономики разработало законопроект, которым предлагает законодательно закрепить статус социального предпринимательства // Портал Торгово-промышленной палаты РФ. 12.01.2017. URL: https://tpprf.ru/ru/businessNews/172083/ (дата обращения: 02.02.2017).
    9. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 6 (159). С. 103–111.
    10. Наркозависимость – это вопрос духовный. Можно ли сделать из наркоманов полноценных членов общества. 2015. 26 июня // Портал LENTA.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2015/06/24/narcomania/ (дата обращения: 20.02.2017).
    11. Официальный сайт Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. URL: http://nacxa.ru/index.php/ru/koncerty.html (дата обращения: 14.02.2017).
    12. Панфилова М.И. Православное предпринимательство: суждения и оценки.// Вестник ИНЖЕКОНА. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 4. С. 50–55.
    13. Поаншваль Н.С. Социальное предпринимательство как инновационный инструмент решения социальных проблем в рыночной экономике // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. С. 170–176.
    14. Рождественская Н.В., Богуславская С.Б., Боброва О.С. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016.
    15. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70940868/#ixzz4dNfVPiud (дата обращения: 17.03.2017).
    16. Социальное предпринимательство в России // Сайт Аналитического центра МСП Банка. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/social_ entrepreneurship-new.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
    17. Социальное предпринимательство – вне закона // Известия. 2016. 30 ноября. URL: http://izvestia.ru/news/648140 (дата обращения: 16.12. 2016).
    18. Социальное предпринимательство // Коммерсант. Business guide. 2016. № 11. URL: http://www.nb-forum.ru/files/business_guide.pdf (дата обращения 20.09.2016).
    19. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2012.
    20. Хорева Л.В. Сущинская М.Д. История благотворительности в России. СПб., 1999.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2