ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стратегический анализ влияния факторов внешней и внутренней сред на экономические результаты и ресурсный потенциал отраслевых составляющих сферы услуг

STRATEGIC ANALYSIS OF EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT FACTORS IMPACT ON ECONOMIC RESULTS AND RESOURCE POTENTIAL OF SERVICE INDUSTRY SECTORS



В.В. Громов
А.Ю. Распопова
V.V. Gromov
A.Yu. Raspopova
vgromow@yandex.ru
az@satellitm.ru
декан факультета математики, экономики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», кандидат экономических наук
зав. кафедрой экономики и управления ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», кандидат экономических наук
Dean of the Faculty of Mathematics, Economics and Information Technologies, Murmansk Arctic State University, PhD in Economics
Head of the Department of Economics and Management, Murmansk Arctic State University, PhD in Economics
г. Мурманск
г. Мурманск
Murmansk
Murmansk

Ключевые слова:

  • стратегический анализ
  • отраслевые составляющие сферы услуг
  • внешние и внутренние факторы влияния
  • ресурсный и конкурентный потенциалы
  • ежегодные индексы роста экономических результатов
  • Keywords:

  • strategic analysis
  • service industry sectors
  • external and internal factors of influence
  • resource and competitive potential
  • annual indexes of economic performance growth
  • В статье рассматриваются основы стратегического анализа влияния средовых факторов на деятельность предприятий и отраслей сферы услуг. Особое внимание при этом авторы уделяют вопросам определения динамики экономического роста и объёмов ресурсопотребления предприятий сферы услуг, раскрывают причинно-следственные связи между изменениями объемов ресурсов и экономических показателей отраслевых составляющих сферы услуг в 2012–2015 годах.

    The article deals with fundamentals of strategic analysis of environmental factors impact on enterprises activity and service industry sectors. The authors focus on defining economic growth dynamics and resource consumption volumes at the service industry enterprises, reveal casual relationships between changes of resource volumes and economic performance of service industry sectors in 2012–2015.

    Обзор статьи

    Обоснованию цели долгосрочной ориентации субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности сферы услуг на достижение планируемых экономических результатов, уровней эффективности используемых ресурсов содействует инструментарий стратегического анализа влияния факторов внешней и внутренней сред на изменения объёмов ресурсного потенциала. При этом системное представление и использование данных стратегического анализа об экономических изменениях состояний макро-, микросред предприятий сферы услуг позволяют субъектам управления определять реальные возможности наполнения технологических составляющих системы стратегического планирования (видение будущего, миссия, стратегическая цель, обобщающая и частные стратегии) организационно-экономическими, финансово-инвестиционными мерами, обеспечивающими устойчивое социально-экономическое развитие, соблюдение планируемой динамики экономического роста, эффективности используемых материально-технических и трудовых ресурсов [3].
    Изменения состояния внутренней и внешней деловой среды могут проявляться в устанавливаемых конкурентами ценах на услуги, продукцию, на капитал, в отсутствии равновесности спроса и предложения на рынке труда, в различных уровнях деловой активности, в отклонениях во времени от той или иной стадии жизненного цикла участников рынка, в росте уровня инновационности внешней деловой среды, в изменении демографии, уровня социальной защищённости населения.
    Совокупный учёт влияния многочисленных факторов макро-, микросред в процессе стратегического анализа экономических результатов и эффективности использования ресурсного потенциала отраслевых составляющих сферы услуг может быть в достаточной степени исчерпывающим и всесторонним в процессе установления причинно-следственных связей между изменениями объёмов ресурсов и экономических показателей с учетом ранжирования по силе влияния основных факторов макро-, микросред на деятельность предприятий сферы услуг [1].
    Нейтрализация негативных факторов влияния макро-, микросред на процесс оказания услуг посредством формируемого и реализуемого состава предпринимаемых организационно-экономических и иных мер может быть результативной и соответствующей намерениям субъекта хозяйствования поддерживать планируемые темпы экономического роста при условии установления их соответствия с ресурсным обеспечением деятельности предприятия или отрасли сферы услуг [5].
    Решение указанной задачи возможно в процессе: устранения причин, препятствующих росту экономических результатов, эффективности используемых ресурсов субъектами хозяйствования, экономическими видами деятельности сферы услуг; стратегического анализа. При этом анализ экономических результативных показателей, эффективности используемых ресурсов должен установить их сбалансированность с текущими и единовременными затратами деятельности локальных и отраслевых составляющих сферы услуг. Соединение результатов анализа соответствия ресурсного потенциала планируемым экономическим результатам, эффективности ресурсопотребления с анализом имеющихся сильных и слабых сторон текущей деятельности и средне-, долгосрочного развития объектов стратегического анализа, их потенциальных возможностей повышения темпов экономического роста, возникновения наиболее вероятных экономически и социальных угроз позволяет субъекту управления предприятием, отраслевой составляющей сферы услуг составлять и реализовывать организационно-экономические меры по устранению или снижению негативного влияния факторов макро-, микросред [4].
    Вместе с этим результаты стратегического анализа ретроспективных изменений объёмов ресурсов, эффективности их использования в процессе оказания услуг предоставляют возможность субъекту стратегического планирования социально-экономического развития предприятий, отраслевых составляющих сферы услуг составить представление о наличии тех или иных конкурентных преимуществ, об уровне конкурентоспособности услуг, о качественных характеристиках ресурсного и конкурентного потенциалов, об организационной способности осуществлять текущую деятельность и долгосрочное развитие.
    Адекватность и практическая значимость проводимого стратегического анализа ретроспективных изменений экономических результатов, эффективности используемых ресурсов по совокупности влияния отдельных факторов или групп факторов на деятельность субъектов хозяйствования, экономических видов деятельности сферы услуг в существенной мере зависит от сопоставимости цен на услуги, объёмов их оказания. А также от затрат, идущих на потребление ресурсов, от дефлятора, посредством которого анализируемые значения экономических результатов, затрат, эффективности приводятся в сопоставимый вид с ценами одного из базовых годов.

    Список использованной литературы

    1. Громов В.В., Азарова В.В. Влияние факторов макро-, микросред на эффективность использования ресурсов сферы услуг: монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2013.
    2. Евменов А.Д., Морщагина Н.А., Кроливецкий Э.Н. Совершенствование технологии управления телекоммуникационными предприятиями: монография. СПб.: СПбГУКиТ, 2013.
    3. Кроливецкий Э.Н. Перспективное планирование экономических результатов и эффективности функционирования отраслевой составляющей сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2(2). С. 46–50.
    4. Кроливецкий Э.Н., Шлёнскова Е.С. Целевая ориентация стратегического управления на достижение экономических результатов в сфере услуг // Экономическое возрождение России. 2011. № 1. С. 14–19.
    5. Рогова И.Н. Анализ деятельности предприятий промышленного комплекса и развития систем оперативного и стратегического менеджмента: монография. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2013.
    6. Россия в цифрах–2016: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2016.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2