ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Положение молодежи на рынке труда в России и европейских странах: сравнительный анализ

THE SITUATION OF YOUNG PEOPLE IN THE LABOUR MARKET IN RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES: COMPARATIVE ANALYSIS



В.И. Сигов
И.В. Цыганкова
V.I. Sigov
I.V. Tsygankova
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
профессор кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
Head of the Labour Economics Department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, Professor
Professor at the Labour Economics Department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • рынок труда
  • безработица молодежи
  • уровень безработицы
  • причины безработицы молодежи
  • мониторинг потребностей рынка труда
  • Keywords:

  • labour market
  • youth unemployment
  • unemployment rate
  • reasons of youth unemployment
  • monitoring the labour market needs
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что молодежь, составляя значительную часть трудовых ресурсов, во многом определяет как социальную стабильность страны, так и уровень развития экономики в ближайшие десятилетия. Высокий уровень безработицы среди молодых людей, сохраняющийся на протяжении длительного времени, препятствует возможности построения экономики инновационного типа, так как снижается возможность общества воспринимать и генерировать инновации.
    В статье проводится сравнительный анализ уровня безработицы среди молодежи в возрастной группе до 25 лет в Российской Федерации и в странах Евросоюза. В ходе исследования были использованы такие методы, как сравнительный анализ, систематизация, синтез. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что положение молодых людей в возрастной группе до 25 лет на рынке труда в России гораздо лучше, чем в большинстве европейских стран.
    Авторами были сформулированы причины молодежной безработицы на российском рынке труда, разработаны рекомендации по созданию единой системы мониторинга потребностей рынка труда и состояния занятости молодежи с помощью комплекса показателей в рамках всей страны и ее отдельных регионов.

    The relevance of the research is justified by the fact that the youth which presents a considerable part of the human resources will to a great extent determine both social stability of the society and the state of the art of the economics in the upcoming decades. The unemployment rate among young people which keeps on remaining high over a long time prevents from having developed economics of innovation since it badly affects the ability of the society to accept and generate innovations.
    The article provides comparative analysis of unemployment rate among young people in the under 25-age group in Russia and EC member states. In the course of the study such methods as comparative analysis, classification, synthesis are applied. On the basis of the research it has been concluded that the situation of the young people in the under 25-age group in Russia is much better than the one in most European countries.
    The authors have defined reasons of youth unemployment in the Russian labour market and worked out recommendations with regard to creating a common system of monitoring labour market needs as well as the state of youth employment by means of a set of indexes throughout the whole country and in its single regions.

    Обзор статьи

    Мировой экономический кризис 2008–2009 гг. во многих странах вызвал затянувшуюся депрессию, которая негативно повлияла на состояние рынка труда. На протяжении последних пяти лет в большом количестве стран уровень безработицы несмотря на оживление экономики остается высоким.
    Молодежь является одной из самых уязвимых социальных групп на рынке труда в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности. Кроме того, многие молодые люди выходят на рынок труда, еще не имея законченного профессионального образования, совмещая учебу и трудовую деятельность, что также снижает возможности трудоустройства. В этой связи уровень безработицы среди молодых людей выше, чем среди претендентов на рабочие места старших возрастов. Данная тенденция характерна как для России, так и для многих стран Евросоюза.
    Анализ состояния молодежной безработицы в 2005–2010 гг., проведенный нами ранее, показал, что уровень молодежной безработицы в России был ниже, чем во многих странах Евросоюза. Среди европейских стран наиболее высокий уровень безработицы наблюдался в странах южной Европы: Испании, Италии, Греции. Страны Северной Европы (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) были наиболее «благополучными» с точки зрения ситуации на рынке труда. Уровень безработицы среди молодежи в России в 2005–2010 гг. был существенно ниже, чем в странах южной Европы и даже ниже, чем в некоторых странах Северной Европы (Швеция и Финляндия). Тем не менее, после мирового экономического кризиса в 2008–2010 гг. на молодежном рынке труда ситуация была хуже, чем в 2005–2007 гг. [2. С. 16–24].
    Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, к молодежи у нас в стране относят лиц в возрасте от 16 до 30 лет. При этом Росстатом выделяются три возрастные подгруппы в составе трудовых ресурсов молодежи: до 20 лет, 20–24 года, 25–29 лет. Такое деление на подгруппы является, на наш взгляд, обоснованным. У представителей данных подгрупп в трудовой сфере – разные приоритеты и проблемы. Молодежь в возрасте до 20 лет находятся на стадии получения образования либо получает первый опыт профессиональной деятельности. Многие молодые люди, входящие в данную группу, еще не имеют законченного профессионального образования, а потому согласны выполнять работу, требующую низкой квалификации. Значительную долю в данной возрастной подгруппе составляет экономически неактивная молодежь – учащиеся, студенты, лица, проходящие срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ, и т.д. Таким образом, молодые люди, относящиеся к данной подгруппе, за редким исключением, имеют низкий уровень дохода, либо находятся на иждивении родителей. В этой связи данная возрастная подгруппа является наиболее уязвимой на рынке труда.
    Молодежь в 20–24 года в большинстве случаев уже имеет законченное профессиональное образование и определенный опыт профессиональной деятельности. Лица, входящие в данную подгруппу, в большинстве своем уже заняты трудовой деятельностью и имеют собственный источник дохода. В то время как для молодежи до 20 лет приоритетное значение имеет получение образования, трудоустройство и успешная адаптация к трудовой деятельности, в возрастной группе 20–24 лет на первый план выходят иные проблемы: наряду со сложностями трудоустройства многих молодых людей волнуют низкий уровень оплаты труда, отсутствие собственного жилья и т.д.
    Третья молодежная подгруппа, включающая лиц 25–29 лет, объединяет в основном людей, уже вовлеченных в сферу трудовых отношений, прошедших этап трудовой адаптации. В сфере труда представителей данной подгруппы наряду с проблемами оплаты труда волнуют содержательность труда, должностное продвижение и построение служебной карьеры, условия труда на рабочем месте. Для девушек актуальной является проблема совмещения семьи и трудовой деятельности, возникающая в связи с появлением детей.
    В данных, приведенных в Российском статистическом ежегоднике, представлен удельный вес молодых людей различных возрастных подгрупп в общей численности безработных, но не представлен такой важный показатель, как уровень безработицы среди молодежи.
    Данные, приведенные в табл. 1 [1. С. 119], свидетельствуют о том, что наиболее высок удельный вес безработных в возрастной группе 20–24 лет; это объясняется тем, что многие молодые люди данной подгруппы выходят на рынок труда впервые, а потому они менее конкурентоспособны в сравнении с работниками старших возрастов. Наименьший удельный вес среди безработной молодежи на протяжении всего рассматриваемого периода занимает возрастная подгруппа до 20 лет, поскольку значительная часть молодых людей в этом возрасте относится к экономически неактивному населению. В 2010–2014 гг. удельный вес безработной молодежи в возрасте до 20 лет снижался. В 2014 г. в сравнении с 2010 г. произошло снижение показателя на 1,7%. В возрастной группе 20–24 лет наблюдалось снижение значения показателя в 2011 г. в сравнении с 2010 г., затем рост в 2012 г. и постепенное снижение в 2013–2014 гг. В 2014 г. значение показателя было ниже, чем в 2010 на 0,5%. Удельный вес безработной молодежи в возрасте 25–29 лет увеличивался с 2010 по 2012 гг. В 2013 г. наблюдалось снижение, а с 2014 г. – рост значений показателя. В 2014 г. в сравнении с 2010 г. показатель увеличился на 0,8%. Таким образом, данная подгруппа является самой «неблагополучной» из трех рассмотренных нами. В целом индикатор удельного веса молодежи имеет тенденцию к снижению в 2010–2014 гг. Значение показателя уменьшалось на протяжении всего рассматриваемого периода за исключением 2012 г.

    Список использованной литературы

    1. Российский статистический ежегодник – 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 728 с.
    2. Цыганкова И.В. Гибкие формы занятости на молодежном рынке труда // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Экономика». 2013. Вып. 6. С. 16–24.
    3. Youth unemployment rate and ratio, 2011–2013 (%) YB15-de.png: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php (дата обращения: 07.11.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2