ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Моделирование содержания подготовки специалистов юридических вузов как проблема высшей школы

MODELLING OF THE CONTENT OF LAW SCHOOLS TRAINING AS A CHALLENGE OF HIGHER SCHOOL



И.Н. Байкова
А.В. Бачиева
Е.С. Иванова
I.N. Baykova
A.V. Bachieva
E.S. Ivanova
nacyt@yandex.ru
albinab07@mail.ru
ivas-1977@mail.ru
старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доцент, кандидат юридических наук, полковник полиции
преподаватель кафедры криминалистических экспертиз и исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции
a senior lecturer at the Department of Forensic Activities, St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, lieutenant- colonel of police
a senior lecturer at the Department of Criminal Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Associate Professor, PhD in Law, colonel of police
a lecturer at the Department of Forensic Examinations and Investigations, Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior, lieutenant-colonel of police
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • подготовка специалистов юридического профиля
  • моделирование профессионального образования
  • модернизация высшей школы
  • комплекс учебных задач
  • правовые знания
  • формирование личности
  • образовательные учреждения МВД
  • Keywords:

  • legal specialists training
  • the modeling of professional training
  • higher education schools upgrading
  • a set of training objectives
  • legal knowledge
  • formation of personalities
  • educational institutions of the Ministry of Interior
  • Тематика статьи в настоящее время очень актуальна, так как моделирование профессионального образования требует системного рассмотрения. В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов юридического профиля, раскрыты проблемы моделирования профессионального образования на примере подготовки специалистов юридического профиля в Санкт-Петербургском университете МВД России. В статье раскрыты проблемы формирования содержания образовательного процесса: информационное перенасыщение и недостаток знаний и навыков, получаемых студентом и предложены пути их решения. Одним из которых является активное использование возможностей модульного обучения. Авторы отметили гибкость модульной системы, которая заключается в том, добавляя «новые» и исключая «старые» модули, можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и интересами студента, что отвечает личностно-ориентированной парадигме обучения.

    The subject area covered by the article is quite relevant since the modeling of vocational training needs a system approach when being taken under consideration. The article focuses on professional training of legal specialists and defines problems of the modeling of vocational training with legal specialists training at Saint-Petersburg University of Internal Affairs being taken as an example. The paper outlines dilemmas of the content of educational process dealing with the information overload on the one hand and the deficiency in the knowledge and practices the students acquire on the other hand. One the ways proposed by the authors to resolve the said problems relates to intensive application of the modular training. The article highlights flexibility of the modular system as an instrument which makes it possible by adding "new" modules and excluding "old" ones without changing the structure to work out any training program in accordance with individual cognitive requirements and interests of a student and to meet whereby a learner-centered training paradigm.

    Обзор статьи

    В настоящее время мировая культура переживает глобальный кризис, и во всем мире идет поиск новой модели ее развития. Поскольку образование – концентрированный срез культуры эпохи, справедливо заметим, что развитие человечества будет определяться в значительной мере через образовательные модели и их содержание [7].
    Проблематика модернизации высшей школы напрямую отражается на проблемах формирования нового содержания образования, которое должно соответствовать потребностям глобализации, необходимости приобщения системы отечественного образования к Болонской системе, а, следовательно, и новым стратегическим задачам высшей школы [5] – практическому осуществлению «развития образования как открытой государственно-общественной системы» и широкому внедрению инновационных технологий.
    Моделирование профессионального образования требует системного рассмотрения как профессиональной деятельности (отражающая черта деятельности), к которой готовят обучающегося, так и содержания образования и обучения (отражающая черта подготовки). «Практически в качестве таких моделей выступают, с одной стороны, квалификационные характеристики (требование к умениям, знаниям и личным качествам специалистов), с другой, – учебные планы и учебные программы (содержание учебной информации и комплекс учебных задач, обеспечивающий формирования системы знаний, умений, способствующих выработке профессионально значимых личностных качеств)».
    Принцип системности заключается в необходимости «анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, реформировании образования» [3].
    Моделирование содержания образования – тот гносеологический инструмент, который позволит эффективно приблизить собственный личностный опыт обучающихся к «чужому»: общественно-историческому, полученному кем-то и когда-то [5; 6].
    Современное высшее образование в России ориентируется, в первую очередь, на знание, формирование профессиональной компетентности; затем, с небольшим отрывом, следует развитие практических умений и навыков работы по специальности; малое внимание высшая школа уделяет творчеству, формированию самостоятельного мышления студента и инновационной деятельности, без чего дальнейшее развитие общества и личности невозможно; и совсем утратило свое значение для педагогики вузов нравственное воспитание студентов. Очевидно, что такой подход к формированию содержания образования не может быть эффективным, и перед высшей школой стоит задача устранения данной проблемы.
    Знания выпускника высшего профессионального учебного заведения, такого как вуз системы МВД России, в изучаемой сфере должны быть целостными, поэтому принципы выбора содержания образования должны учитывать количество и качество учебных предметов, полноту и пропорции научного и практического знания, соотношение объема содержания и времени изучения данного предмета и др.
    Содержание образовательного процесса в высшей школе является проблемной областью системы образования, в том числе еще и потому, что оно нуждается в систематическом обновлении, и для этого необходимо выработать эффективный механизм, который бы комплексно затрагивал и обновление устаревшего научно-методического обеспечения, и переподготовку преподавателей, и модернизацию материальной базы университета. Содержанию образования в большей степени, чем другим компонентам образовательной системы, свойственно быстро устаревать, тогда как первостепенной целью подготовки специалиста является соответствие его теоретических и практических знаний потребностям современного общества. Свойство учебной программы быстро терять свою актуальность – это свойство информации как таковой: большинство знаний и практических навыков в быстро меняющемся мире устаревают уже в момент их освоения. Высшая школа, чтобы сохранять свою эффективность, вынуждена непрерывно «догонять время», модернизируя содержание, методы, формы, направления обучения, поэтому содержание образования должно быть научно-прогностическим, соответствовать перспективным общественным потребностям. Как никогда актуальна точка зрения С.И. Архангельского: подготовка специалиста не может ограничиваться только изучением данного состояния науки и техники, необходимо предвидеть, с чем придется столкнуться специалисту высшей квалификации через 5–10 лет по окончанию учебного заведения [1]. Для этого в содержание обучения необходимо включить предвидимое завтра на основании главных идей и направлений науки. В то же время введение всего нового в содержание обучения требует строжайшего отбора действительно прогрессивного, рационального и достаточно обоснованного. Соответственно, отбор компонентов для реформирования содержания обучения должен производиться согласно «чувству времени»: внедрение новых направлений, удаление второстепенного и неактуального информационного материала, который перегружает программу, обновление информации в области ключевых компетенций с ориентацией содержания на реальные и будущие потребности науки, общества, правопорядка.
    Формирование содержания образовательного процесса сталкивается одновременно с двумя противоположными проблемами – информационным перенасыщением и недостатком знаний и навыков, получаемых студентами. Вариантом выхода из данного затруднения является выработка оптимальной «модели специалиста» [2], но не только на основании его квалификационной характеристики и весьма условных профессиограмм по специальности, но и на качествах личности в соответствии с лично-ориентированным подходом. В этом случае уместно использовать выражение «оптимальная модель выпускника» как желаемого результата высшего профессионального образования в соответствии с целью воспитания личности с профессиональными, гражданскими, моральными, должностными и прочими характеристиками.
    Проблематика моделирования содержания образования для подготовки специалистов характеризуется следующими вопросами: какие знания нужны специалисту и как оптимизировать их многообразие (наличие разных научных школ, подходов, направлений) в учебном процессе, какие знания целесообразно исключить в условиях серьезной проблемы информационного перенасыщения, на каком основании делать выбор содержания, как соотнести объем научного знания с количеством учебных предметов и обеспечить межпредметные связи.

    Список использованной литературы

    1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. С. 23.
    2. Бобров В.В. О модели подготовки специалиста с высшим образованием // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. Философия и социология. 1994. № 1. С. 55–61.
    3. Воронов В. Общие основы педагогики. Электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в двух словах». URL: http://ro.mgou.ru/catalog/category103/33.html.
    4. Внутривузовская система качества // Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета МВД России. URL: //www.univermvd.ru/ (дата обращения: 13.10.2016).
    5. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации в открытом информационном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 46–60.
    6. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. С. 57–66.
    7. Никишов Г.А. Культурологические основы формирования образовательной модели XXI века // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: тезисы докладов научно-методической межвузовской конференции. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1997. С. 60–61.
    8. Петрова Г.А. Содержание образования в высшей школе. Сущность процесса обучения // Педагогика высшей школы. Казань: КГУ, 1985. С. 85–86.
    9. Першин Н., Пиховкина Е. Кого и чему учим? // Вестник высшей школы. 1991. № 3. С. 5.
    10. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое сообщество России, 2001. С. 12.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2