Постепенный переход России от экстенсивного к интенсивному пути развития требует модернизации всей российской экономики. Наращивание инвестиционного и инновационного потенциала в условиях обеспечения экономического роста в стране напрямую зависит от развития банковского сектора и повышения его роли в инвестиционном процессе. В настоящее время у нас низка доля банковских кредитов в инвестициях. В последние годы она держится на уровне 8–9%, о чем свидетельствует данные таблицы (см. таблицу).
Для развития долгосрочных кредитных отношений банков с реальным сектором экономики большое значение играет становление на должном уровне проектного финансирования, представляющего собой особый механизм обеспечения крупных инвестиционных проектов с использованием разнообразных финансовых инструментов (бюджетные ассигнования, облигационные займы, средства инвесторов, лизинг), среди которых особое место занимает банковский кредит.
В нашей стране проектное финансирование начало развиваться с середины 90-х гг. XX века благодаря непосредственному участию в нем международных финансовых организаций (Всемирного банка, ЕБРР, МИБ и др.). В настоящее время проектным финансированием занимаются и крупные российские банки с участием государства в их капитале: Сбербанк России, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк и др.
В большинстве случаев объектом проектного финансирования является сектор социальной и производственной инфраструктуры, который характеризуется значительной капиталоемкостью, имеет длительные сроки реализации (10 и более лет), отличается низкой коммерческой эффективностью, но имеет стратегическое значение для экономики страны. Такой сектор охватывает объекты транспорта, энергетики, связи, водоснабжения и канализации, переработки твердых отходов, а также объекты культуры, здравоохранения, образования, обороноспособности и др.
В современных условиях проектное финансирование следует рассматривать не просто как способ финансирования проектов, а как комплексный инвестиционно-кредитный банковский продукт, который позволяет именно банкам активно участвовать в организации финансирования проектов, выбирая в целях снижения финансовых и других рисков проекта разные источники финансирования, в том числе и определяя свою долю участия в проекте на основе его анализа с целью оценки эффективности.
В настоящее время (с 2014 г.) этому способствует, во-первых, развитие отечественной законодательной базы в области проектного финансирования, что позволило в свое время ввести такие институты и инструменты, как специализированные общества проектного финансирования; новые виды банковских счетов, позволяющие контролировать проектные потоки и защищать права кредиторов и инвесторов; новый механизм уступки прав по договорам; новые виды залогов; институт управляющего залогом; а во-вторых, принятие банком России решения об осуществлении рефинансирования кредитов, предоставленных коммерческими банками на реализацию инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ, на основе проектного финансирования».
Сформированная на данный момент в России законодательная база проектного финансирования и Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования, открывает возможности для более широкого и эффективного привлечения как внешних, так и внутренних источников фондирования инвестиционных программ. Однако до существенного снижения Банком России своей ключевой ставки говорить о массовом старте проектного финансирования в России преждевременно. Кроме того, при известных высоких рисках проектного финансирования вряд ли банки может удовлетворить такой низкий (в 1%) уровень процентной маржи, который предусмотрен нормативными документами Банка России при кредитовании инвестиционных проектов [4. С. 68–69].
Да и к рефинансированию инвестиционных кредитов Банком России пока допущено только 4 крупных банка страны. Таким образом, механизм проектного финансирования пока «буксует». Банк России объясняет такое положение дел с рефинансированием инвестиционных проектов сложностью оценки последних, хотя банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков предлагало совместными усилиями решить этот вопрос, разработав методико-техническую документацию соответствующего характера.
В условиях низкой капитализации банковского сектора, недостаточности и дороговизны долгосрочных банковских ресурсов для перехода к активному кредитованию инвестиционных проектов отраслей реального сектора экономики, ограничения заимствований на внешнем рынке (по причине введения западными странами финансовых санкций в отношении России), жестких требований ЦБ РФ к коммерческим банкам по соблюдению регулятивных норм, эффективным инструментом развития долгосрочных кредитных отношений банковского и реального секторов экономики должно стать синдицированное кредитование. На это обращено внимание в «основных направлениях развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016–2018 гг.» [1]. Синдицированные кредиты – это кредиты, которые предоставляются группой банков в рамках одного кредитного соглашения (договора), что позволяет распределить между ними как сумму кредита, так и риски, связанные с его предоставлением и использованием. Синдицированное кредитование позволяет разрешить противоречие между потребностью заемщика в крупных кредитных ресурсах и невозможностью их предоставления отдельно взятым банком из-за недостаточности ресурсов долгосрочного характера, наличия у банка ограничений по риску вложений в одного заемщика). Синдицированный кредит – это долгосрочный кредит, объектами которого выступают потребности инвестиционного характера: расширение действующего производства, его реконструкция, организация нового производства, разработка и добыча сырьевых ресурсов, драгоценных металлов, осуществление мероприятий в области экологии и энергетики и т.д. [3. С. 279].