ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Преодоление нынешнего цивилизационного кризиса – это обретение новой исторической перспективы

OVERCOMING THE CURRENT CRISIS OF CIVILIZATION IS THE ACQUIRING OF A NEW HISTORICAL PROSPECT



В.Н. Кичеджи
V.N. Kichedzhi
rector@ghpa.ru
ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, доктор экономических наук
Rector of Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Doctor of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Россия
  • миссия России
  • цивилизационный кризис
  • мировоззренческий тупик
  • ценности западной цивилизации
  • историческая перспектива развития
  • духовное оздоровление общества
  • Keywords:

  • Russia
  • mission of Russia
  • civilizational crisis
  • ideological impasse
  • values of Western civilization
  • historical prospects of development
  • spiritual improvement of society
  • Рассматриваются вопросы особого цивилизационного пути России, ее духовной миссии для современной истории. Автор проводит историческую аналогию между современной Россией и Русью пятисотлетней давности. И тогда, и сейчас наше государство стояло перед выбором между «западными ценностями» общества потребления и традиционными идеалами, нормами и духовными ценностями нашего народа. Автор делает вывод о том, что преодоление нынешнего цивилизационного и мировоззренческого кризиса должно пройти через выбор пути духовного оздоровления общества на основе идеалов и традиционных ценностей исторической России.

    The article deals with the matters related to the special Russian civilizational path, its spiritual mission for the contemporary history.
    The author draws the historical analogy between contemporary Russia and five-hundred-year-old Rus. Now and then our state faced the choice: either “western values” of a consummation society or national traditional ideals, norms and moral principles. The author concludes that overcoming the current civilizational and ideological crisis must go through the choice of a way to the spiritual health of the society based on the ideals and traditional values of historical Russia.

    Обзор статьи

    Большая протяженность нашей державы, ее необъятные пространства, насыщенность природными богатствами, а главным образом, насыщенность историческими событиями – всё это основы величия и достоинства национального пути и самостояния современной России.
    За столетия своей истории наша страна неоднократно побеждала сильнейшие армии мира, перед которыми трепетало всё человечество. При этом мы не потеряли своей государственности, отстояли свою независимость и целостность, оставили след в истории современной цивилизации и по-прежнему (отдаём себе в этом отчёт или нет), не только оказываем серьезное влияние на вопросы международной политики и хозяйствования, но задаём меру и воздействуем на мировоззренческие аспекты бытия других народов.
    Обобщая рассмотрение ключевых моментов истории, некоторые исследователи выделяют в жизни российского государства особо крупные исторические периоды, такие как: период московско-византийского проекта «Москва – Третий Рим», далее – императорский петровский и послепетровский периоды, запечатлённые образом-символом города Петербурга, и, наконец, последующий советский исторический период, который, независимо от его современных оценок, безусловно, оказал громадное, в том числе положительное, влияние на мир. Рано или поздно время все расставит по местам: позитивное влияние на ход мировой истории проявляется хотя бы в том, что некоторые демократические процессы во всех уголках человечества – это воздействие вдохновляющего миллионы людей примера России. Народы многих далеких от России по своего географическому положению стран воспринимали Москву как источник надежды на улучшение своей жизни, так как наше государство было очевидной силой, влияющей на прогрессивное развитие всего человечества. Об этом наглядно свидетельствуют успехи нашей фундаментальной науки, достижения в сфере освоения космоса и гениальные открытия в области технической мысли. Мы не рассматриваем сейчас кровавую часть нашей истории, она есть у каждой страны, мы говорим о жизнеутверждающих образах, идеалах и моделях развития.
    Возвращаясь к вопросам развития современной цивилизации и анализируя менталитет соперничающих с нами стран, мы понимаем, что Россия по самой своей духовной и геополитической сути, как цивилизация «Сердцевинной земли», никаким своим общественным строем не смогла бы угодить тем, кого мы сегодня дружелюбно называем «западными партнёрами».
    Чтобы подчеркнуть важность сохранения взаимосвязи времен и умения находить в российском менталитете и в практике жизнедеятельности нашего государства продуктивные национальные идеи по разрешению проблем «веков и континентов», обратимся к поучительному примеру крутого исторического излома, своего рода точке исторической привязки, когда человечество (включая Московскую Русь) оказалось в пространственном идейном тупике и было объято даже эсхатологическими ожиданиями конца света. Достаточно сказать, что подсчёт пасхалий в ту эпоху – а это было 500 лет назад – не шёл дальше 1491 года, который тогда считался концом времён. И только по преодолении этого духовного кризиса в конце того года Православная церковь стала составлять новые пасхальные таблицы.
    Этот мировоззренческий тупик на политико-географической карте мира разрешался по-разному. Западная цивилизация, предпринимая все новые и новые попытки к расширению своего влияния, вырвалась на просторы Атлантического океана, в результате этого стало очевидно, что уже не Средиземное море является внутренним морем ойкумены, а Атлантический океан поделил два берега цивилизации на Старый и Новый Свет. Получив определённый материальный простор, руководствуясь, казалось бы, идеей цивилизаторской миссии христианского просвещения Нового Света, Запад вышел на освоение последних непознанных уголков земного шара, что в итоге привело к несправедливому делёжу богатств нового мира, и, как показала история, поставило западные страны на путь материального хищничества и геополитического доминирования.
    Что же в это время происходило в России? А на Руси в этот период – угрозы потери святоотеческих традиций, шатание умов и ощущение цивилизационного тупика, при этом вопрос стоял так: каково призвание государства российского, на какие просторы должна выходить Русь?
    В то время московиты наблюдали потерю великой Византией (наследницей римской империи) своей миссии объединять в симфонии властей – духовных и светских – несение бремени Катехона, удерживающего зло от расползания по миру. И Русь, наблюдая разгром Византии и ее исчезновение в результате неверного духовного выбора как государства, вынуждена была силою самой истории оставшись единственной могущественной православной державой, осознать себя, найти своё место и понять: кто она, откуда и куда идёт.
    Самим ходом истории Русь была поставлена на распутье, перед выбором своего духовного предназначения. Власти и народ Руси рассматривали драму падения Византии как прямое следствие отступничества и отказа от своего духовного первородства, и как неизбежное следствие – исчезновение сильнейшей византийской империи из истории. Русское государство озаботилось поиском духовной цели для своего народа и державы, формируя государственность на этой основе и становясь примером для других.

    Список использованной литературы

    1. Подвиг просвещенной благотворительности: коллективная монография / под общ. ред. Г.Е. Прохоренко; ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица». СПб.: Изд-во СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2015. 140 с.: ил.
    2. Связь времён. Отечественная практика пространственных искусств на рубежах истории: XX век: коллективная монография / под науч. ред. докт. филос. наук, проф. Т.В. Горбуновой. СПб.: Алетейя, 2015. 276 с.
    3. Формирование единого Русского государства: история и современность. Русский путь: сб. научных трудов / отв. ред. В.Н. Кичеджи, В.П. Соломин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 232 с.
    4. Художественная школа XXI века: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., 16 декабря 2015 г.: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица»; науч. ред. Т.В. Горбунова. СПб.: Изд-во СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2016. 148 с.: ил.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2