ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Ценностно-нормативное регулирование в муниципальном и местном самоуправлении
VALUE-NORMATIVE REGULATION IN MUNICIPAL AND LOCAL GOVERNMENT
В.И. Сигов А.О. Евстигнеева |
|
V.I. Sigov A.O. Yevstigneeva |
|
dekanat205@yandex.ru dekanat205@yandex.ru |
|
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор аспирант кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург |
|
Head of the Department of Labour Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor post-graduate student, the Department of Labour Economics, St. Petersburg State University of Economics |
|
г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg St. Petersburg |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье рассматривается местное самоуправление как особый социальный процесс, в основе которого лежит длительный период социально-экономической самоорганизации населения и муниципальное управление как государственное управление последним звеном выстроенной «вертикали власти», а также проводится анализ различий данных понятий. Дается наглядный анализ ценностных оснований экономических трансформаций. |
|
We look at the local government as a specific social process based on a long period of socio-economic self-organization of the population and municipal government as state administration of the last level of the state power hierarchy. We also analyze the differences between the concepts in question. We offer an illustrated comparison of values of economic transformations. |
|
Обзор статьиСледует отметить, что с момента передачи объектов социальной инфраструктуры предприятий муниципальным органам власти понятия «местное самоуправление» и «муниципальное управление» стали рассматриваться как синонимы. «Муниципальное управление … реализуется в рамках того или иного муниципального образования и называется «местное самоуправление» … это государственная власть по управлению местными делами локального образования внутри государства» [1]. Согласно определению, это нижняя ступень государственного управления в структуре «властной вертикали», содержательно не имеющая ничего общего с местным самоуправлением, которое в социальном плане должно представлять результат процесса самоорганизации населения на основе принятия жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке. Употребление столь разных по содержанию терминов как синонимов говорит о полном непонимании местного самоуправления как особого социального процесса, в основе которого лежит длительный период социально-экономической самоорганизации населения не по месту совместной работы, как это было на протяжении 70-летнего советского этапа, а по месту совместного проживания, что практически не имеет аналогов в отечественной культуре. В основе данного процесса, на наш взгляд, лежит проблема согласования ценностей жителей муниципального образования по таким основным вопросам совместной жизни, как уровень затрат на коммунальные услуги, степень обязательного личного участия в общественной жизни и допустимого вмешательства в личную жизнь каждого; избрания, назначения и отчетности выбранных органов местного самоуправления и целый ряд аналогичных вопросов, которые, как показывает практика развития муниципального управления, до настоящего времени так и не стали областью интересов социологии управления. Если при этом учесть, что согласованные решения по данным вопросам должны приниматься людьми в возрастном диапазоне от 14 до 80 лет, различающимися по уровню дохода в десятки раз, основные интересы которых сосредоточены на работе, приносящей доход, приезжающими в свой муниципальный округ как в спальный район и не особенно расположенными к общению в силу отсутствия каких-либо общих интересов, то становится понятно, что согласование ценностных ориентаций таких людей – это длительный процесс социального управления. В этом, на наш взгляд, и состоят коренные отличия муниципального управления, которое, по сути, есть ничто иное, как государственное управление последним звеном выстроенной «вертикали власти», от местного самоуправления, которое, по сути, есть управление социально-экономическим поведением граждан на основе согласования ценностей, норм и правил поведения не по вопросам идеологии, любви к Родине или патриотизма, а по вопросам совместного проживания. Управление таким поведением на основе согласования систем ценностей есть полностью социально-управленческая проблема, начинающаяся с решения вопросов методологии подобной работы, разработки программ, методик и техники проведения исследований, социотехники принятия и согласования решений и заканчивая разработкой рекомендаций муниципальным органам власти по развитию местного самоуправления на основе согласованных ценностных ориентаций. |
|
Список использованной литературы1. Асадов А.Н., Македошин А.А., Мурашов С.Б. Государственное и муниципальное управление. СПб.: СЗИПК ФНС России, 2015. 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс, 2003. 3. Ерзнкян Б.А. Институциональные факторы эволюции социальных порядков // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 69–86. 4. Тихонова Н.Е. Динамика нормативно-ценностных систем россиян и перспективы модернизационного проекта // Вестник института социологии. 2011. № 3. Декабрь. 5. Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967. 6. Andreff W. La crise des économies socialistes. Grenoble. P.U.G. 1993. Р. 12. 7. Kluckhohn E., Strodtbeck F.L. Variations in Value Orientations Evanston, Ill.: Row, Peterson, 1961. Р. 129. |