ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Понятие и правовое обеспечение импортозамещения в Российской Федерации

THE CONCEPT AND LEGAL PROTECTION OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN FEDERATION



А.Б. Новиков
Н.А. Рогозина
Т.В. Васильева
A.B. Novikov
N.A. Rogozina
T.V. Vasilyeva
docanovikov@mail.ru
ragozina777@bk.ru
dekanat205@mail.ru
заместитель заведующего кафедрой финансового права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор юридических наук, доцент
старший преподаватель кафедры финансового права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат юридических наук
аспирант кафедры финансового права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
A Deputy Head of the Department of Financial Law, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Law, Associate Professor
A Senior lecturer at the Department of Financial Law, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Law
a PhD student at the Department of Financial Law, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • импорт
  • замещение
  • таможенная политика
  • фритредерство
  • протекционизм
  • средства реализации экономической политики
  • стратегии и программы замещения импорта
  • правовые формы поддержки отечественного бизнеса
  • Keywords:

  • import
  • substitution
  • customs policy
  • free trade
  • protectionism
  • means of implementation of economy policy
  • strategies and programs of import substitution
  • legal forms of support of domestic business
  • В статье уточняется понятие замещения импорта, определено место замещения импорта в современной экономической и таможенной политике России.
    Дается авторское понятие системы правовых актов о замещении импорта, обобщаются основные формы поддержки отечественного бизнеса, которые направлены на реализацию программ замещения импорта.

    The article clarifies the meaning of import substitution, determines the place of import substitution in the contemporary economic and customs policy of Russia.
    The article provides the author's understanding of the system of legal acts on import substitution and generalizes basic forms of supporting domestic business which are aimed at implementing import substitution policy.

    Обзор статьи

    Импортозамещение в настоящее время стало и актуальным элементом экономической политики России, и предметом правового регулирования. Для этого, конечно, имеются известные современные глобальные политические предпосылки. Эти предпосылки определяются интенсивным становлением России в мировом пространстве как государства, проводящего самостоятельную, отвечающую национальным интересам политику в многополярном мире.
    Как экономическое и правовое понятие импортозамещение проявляет известную неоднозначность, что накладывает отпечаток как на экономические схемы его реализации, так и на государственно-правовое воздействие в данной сфере. Так, следуя общим лингвистическим правилам, обнаруживаем, что импортозамещение – это буквально замена импорта [11. С. 206]. А импорт понимается и как процесс, и как товар [11. С. 240]. Что мы заменяем – процесс ввоза на другой процесс (процесс отечественного производства) или один предмет ввоза на другой? Об этом сейчас часто спорят специалисты. Но в любом случае проявляются законы рынка, опосредующие оптимальный способ удовлетворения запросов потребителя.
    В самом распространенном современном понимании импортозамещение – это соответствующий государственной экономической политике процесс замены импортных промышленных товаров, пользующихся широким спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Однако, как нам представляется, особенность термина «импортозамещение» заключается в том, что он выражает определенную экономико-политическую волю, формируемую в соотношении понятий «импортный товар» и «отечественный товар» в условиях, когда импорт уже обосновался на отечественном рынке. Мы обнаруживаем, что укоренение «импортозамещения» в отечественной экономической и правовой терминологии происходит только в 2004–2006 годах. Словом, импортозамещение выражает динамику отношения к импорту, который еще вчера отвечал нашим экономическим потребностям и возможностям, а уже сегодня может или должен получить «отказ».
    Производя высокотехнологичную продукцию, мы не можем не ориентироваться на законы рынка, и должны четко определиться – что мы изначально можем и/или должны делать сами, а что реально выгодно и эффективно отдать на исполнение контрагентам (в ближнем и дальнем зарубежье), особенно если между такими контрагентами обнаруживается здоровая конкуренция.
    В связи с вышеизложенным импортозамещение при любом понимании не догма и требует прозрачного и обоснованного экономического анализа проектов, включаемых в общую схему рациональной экономической политики Российской Федерации.
    В современных условиях в основе экономической политики лежат достаточно старые, но актуальные теории «абсолютного преимущества» и «сравнительного преимущества (сравнительных издержек)». С точки зрения этих теорий «тотальное импортозамещение», как и тотальное использование импорта, – вещи не рациональные. Кроме того, следует учитывать, что использование экономических теорий существенно корректируется способами регулирования экономики. Так, формируется либо экономика либерального типа (приоритет рыночных механизмов и сравнительно не ограниченной конкуренции), либо экономика административного типа (с разветвленной системой конституционно обоснованных мер воздействия на экономику) [10. С. 23–31]. Правда, в реальности мы имеем дело со смешанным типом экономики, что, как нам представляется, может восприниматься позитивно как проявление способности экономики и государства к «самонастройке» во взаимодействии при оптимальном решении текущих задач. В указанной управленческой среде при формулировании экономической политики государства всегда остается актуальным вопрос о характере и масштабах импортозамещения. Известно, что импорт обеспечивает развитие конкуренции, но в регулируемых объемах и формах.
    Кроме того, современная экономическая политика, включающая аспект импортозамещения, должна ориентироваться на определенную долгосрочную парадигму встраивания отечественной экономики в мировые хозяйственные связи. Такая парадигма отражает оптимальное сочетание экономической «интеграции» и «изоляции» (изоляции внешней и самоизоляции).
    В отношении импорта формулируется таможенная политика государства, представляющая собой исторически определенное соотношение «фритредерства» (освобождения торговли) и «протекционизма» (защиты отечественного производителя и национального рынка). В этом смысле «импортозамещение» характеризуется как ключевой элемент текущей таможенной политики государства и относится к системе протекционистских мер. Здесь уместно отметить, что грамотная таможенная политика уже на протяжении нескольких столетий рассматривается как мощный фактор развития национальных экономик. В этой связи принципиальное значение имеют как экономико-теоретические разработки, так и нормативные правовые акты, формализующие эволюцию таможенной политики. Здесь мы обнаруживаем необходимость четкого осознания своевременности, целесообразности, эффективности использования тех или иных средств реализации таможенной политики. Подчеркнем, что импортозамещение – это не средство реализации таможенной политики, а направление таможенной политики. А правовая регламентация применения средств реализации таможенной политики – это часть правового обеспечения импортозамещения. Соответственно, в самом упрощенном виде применение средств реализации таможенной политики выглядит так: высокие импортные пошлины и нетарифные меры сочетаются с налоговыми льготами и другими мерами поддержки для отечественных производителей идентичных, аналогичных и альтернативных товаров.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. на 13 июля 2015 года) // Российская газета. 2015. 12 января.
    2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2173.
    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (с изм. на 21 февраля 2015 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 42. Ст. 5751.
    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 1341 «О Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (с изм. на 17 марта 2015 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 50. Ст. 7122.
    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1388 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" в целях внедрения наилучших доступных технологий и импортозамещения в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 51. Ст. 7467.
    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2015 года № 154 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проектного финансирования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 9. Ст. 1338.
    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 30. Ст. 4587.
    9. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации» // Официальный сайт Минпромторга России. URL: www.minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 09.07.2015).
    10. Международное экономическое право / колл. авторов; под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС, 2016. 272 с.
    11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Российский фонд культуры. 3-е изд., стереоти. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2