ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие человеческого капитала как основа взаимодействия рынков труда и образовательных услуг

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS BASIS FOR INTERACTION OF LABOUR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET



Н.С. Вязова
Е.В. Воронина
N.S. Vyazova
Ye.V. Voronina
vikky.nataly@gmail.com
elenagmu@yandex.ru
аспирант кафедры государственного управления и местного самоуправления ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
доцент кафедры государственного управления и местного самоуправления ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
candidate for PhD, the Department of State Management and Local Self-administration, St. Petersburg State University of Economics
senior lecturer, the Department of State Management and Local Self-administration, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • человеческий капитал
  • рынок образовательных услуг
  • рынок труда
  • сегменты рынка труда
  • молодежное трудоустройство
  • конкурентоспособность молодежи
  • Keywords:

  • human capital
  • market of educational services
  • labor market
  • segments of labor market
  • young people employment
  • competitiveness of young people
  • Актуальность статьи связана с тем, что повышению эффективности человеческого капитала в последнее время уделяется все больше внимания государством, предпринимательским сектором, вузами, работодателями. При помощи статистического метода исследования, сравнительного анализа и наблюдения авторами рассмотрены социально-экономические показатели региона, оказывающие влияние на рынок труда, проблемы во взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг, определена роль человеческого капитала при взаимодействующих рынках.
    Авторы статьи приходят к выводу о том, что рынок труда и рынок образовательных услуг являются взаимосвязанными сферами. От качества полученных знаний зависит не только конкурентоспособность учебного заведения в области предоставления образовательных услуг, они также влияют на его положительный имидж на рынке труда. А главное, от взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг напрямую зависит развитие и рост человеческого капитала.

    The attention to increasing the effectiveness of human capital in recent years paid by the government, business, universities and employers makes the research a relevant one. By implementing the statistical method of research, comparative analysis and monitoring, we look at regional socio-economic indicators affecting the labor market; problems concerning the interaction of the labor market and the educational services market are studied and the role of human capital in the interaction of the markets is determined.
    We make the conclusion that the labor market and the educational services market are interrelated spheres. The quality of knowledge affects not only the competitiveness of educational institution but also its positive image on the labor market. The main thing is that the development and growth of human capital directly depend on the interaction of the labor market and the educational services market.

    Обзор статьи

    В настоящее время при проведении социально-экономической политики в России особое внимание уделяется выстраиванию эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, способствующих инновационному социально ориентированному развитию российского государства, в особенности – повышению эффективности человеческого капитала.
    Рассматривая социально-экономические показатели региона, можно выделить те из них, которые непрерывно взаимодействуют и влияют на ситуацию на рынке труда (рис. 1). К таким показателям относятся:
    - занятость;
    - уровень жизни населения;
    - образование;
    - безработица;
    - предприятия и организации.
    Мы считаем, что данные социально-экономические показатели оказывают воздействие на рынок труда, и наоборот, рынок труда в своем функционировании оказывает влияние на данные сферы. Так, предприятия и организации выступают потребителями рабочей силы, поставщиком которой являются образовательные учреждения. Уровень безработицы и занятости, если рассматривать молодежный сегмент рынка труда, напрямую зависит от наличия образования у специалиста и востребованности полученной им профессии. Что касается уровня жизни населения, то мы можем отметить, что рост человеческого капитала через эффективное взаимодействие с рынком труда и сферой образования приведет к улучшению благосостояния населения и региона в целом.
    Развитие человеческого капитала является невозможным, если не уделять должно внимание развитию сферы образования, в том числе посредством внедрения инновационных технологий в процесс обучения, увеличению методической базы, а также введению интерактивных методов обучения. По нашему мнению, необходимо рассматривать рост и развитие человеческого капитала через сферу образования, но во взаимосвязи с трудовой занятостью.
    Рыночный механизм в сфере образования имеет свои особенности. В бюджетной сфере основным работодателем является государство, которое определяет цену рабочей силы. Предложение труда формируют учебные заведения. Получая рабочее место в бюджетной сфере, работник автоматически соглашается с условиями государства.
    Частные образовательные учреждения функционируют по сложившимся законам рыночных отношений, которые предопределяют значительные неравенства в распределении доходов, в том числе и в оплате труда [3].
    Согласованность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо рассмотреть с точки зрения системного подхода (рис. 2), который заключается в рассмотрении следующих компонентов системы [2]: спрос и предложение рынка образовательных услуг, потребности рынка труда.
    Из данных рис. 2 мы можем сделать вывод, что, с одной стороны, рынку образовательных услуг необходимо обеспечить подготовку специалистов по перечню, реализуемому учебными заведениями, образовательных программ, с другой стороны, необходимо привлечь абитуриентов, которые готовы получать образование согласно потребностям экономики. Но при обеспечении этих двух условий необходимо в процессе обучения достичь соответствующей мотивации у обучающихся для работы по полученной специальности.
    По нашему мнению, для достижения равновесия между компонентами взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо развитие человеческого капитала через получение конкурентоспособных выпускников вузов, и, как следствие, успешных потенциальных работников для государственного и частного секторов.
    Конкурентоспособность субъектов рынка труда является, на наш взгляд, важнейшим условием, содействующим обеспечению сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг. Одним из важных субъектов является молодежный сегмент, который выступает на двух исследуемых нами рынков.
    Многие исследователи выделяют следующие проблемы во взаимодействие рынков труда и образовательных услуг (рис. 3).

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Котова Е.В. Модель формирования профессиональных компетенций // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 35–38.
    3. Кручинина Р.С. Концептуальные основы приведения системы образования к запросам, потребностям рынка труда. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 17 с.
    4. Тугушева М.Р. Эффективность деятельности институтов рынка труда как фактор повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. № 1 (63). С. 277–282.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2