ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы эффективного управления персоналом в организациях инфраструктурных отраслей региона

PROBLEMS OF EFFECTIVE PERSONNEL MANAGEMENT IN REGIONAL INFRASTRUCTURAL INDUSTRIES



Е.Я. Бутко
Г.А. Кононова
В.В. Циганов
Ye.Ya. Butko
G.A. Kononova
V.V. Tsyganov
BE.1951@yandex.ru
galina682@mail.ru
tsvv@list.ru
проректор по связям с федеральными и региональными органами власти Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина, доктор экономических наук, профессор
профессор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
профессор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
vice-rector for relations with federal and regional governmental bodies, Chernomyrdin Moscow Open University, Doctor of Economics, professor,
professor, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
professor, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
г. Москва
г. Гатчина
г. Гатчина
Moscow
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • управление персоналом
  • организация
  • трудовые ценности, разделяемые работниками
  • эффективность
  • факторы профессионального успеха
  • Keywords:

  • personnel management
  • organization
  • labour values shared by employees
  • effectiveness
  • factors of professional success
  • В статье с позиций экономических интересов организаций инфраструктурных отраслей региона обоснована актуальность совершенствования методов управления персоналом с учетом специфики деятельности этих организаций. Структурированы некоторые особенности регулирования и содержания труда работников организаций инфраструктурных отраслей, которые должны учитываться в процессе целеполагания управления персоналом.
    Приведены отдельные результаты исследования значимости факторов профессионального успеха, как для работников организаций крупного бизнеса, так и для работников организаций мелкого и среднего бизнеса. Предложен принцип группировки факторов. Сделаны выводы о сложившейся к настоящему времени системе трудовых ценностей работников и, следовательно, о приоритетах мотивов их поведения. Выявлены резервы совершенствования кадровой политики в организациях инфраструктурных отраслей региона. Определены методические особенности оценки экономической эффективности отдельных управленческих воздействий, реализуемых с учетом трудовых ценностей работников.

    From the point of view of economic interests of organizations making part of infrastructural industries we substantiate the relevance of improving personnel management techniques taking into consideration specific characteristics of the companies in question. We suggest a structure of certain features characterizing the regulation of labour and its substance to be considered when setting goals in personnel management.
    We offer certain results of researching the role of factors of professional success for big as well as small and medium-sized businesses. The principle of grouping the factors is suggested. We make conclusions about the established system of labour values and hence the priorities of employees’ behavior. Reserves to improve staff policy in regional infrastructural organizations are revealed. We distinguish methodical characteristics of assessing economic effectiveness of certain managerial impact techniques applied while taking into consideration labour values of employees.

    Обзор статьи

    Успешное решение проблем эффективного управления персоналом с позиций экономики деловой организации может рассматриваться как основное условие рационального использования ее трудовых ресурсов, что непосредственно связано с проектированием и решением задач повышения функциональной устойчивости организации, актуальность которых в последнее время значительно возросла.
    Функциональная устойчивость организации является ключевым фактором, определяющим ее экономическую состоятельность. Таким образом, высокий уровень устойчивости предупреждает вынужденный уход этой организации с рынка товаров и услуг. В связи с этим можно предположить, что информация о соотношении зарегистрированных и официально ликвидированных организаций достаточно полно отражает степень актуальности задач управления организациями, обеспечивающих повышение устойчивости организаций, в т.ч., и соответствующих задач управления персоналом.
    Рассмотрим, в продолжение этого тезиса, информацию об организациях малого бизнеса. В целом по Российской Федерации количество организациймалого бизнеса, ликвидированных в феврале 2016 г., составило 91,8 % по отношению к количеству подобных организаций, вновь зарегистрированных за анализируемый период. Подобная тенденция характерна и для организаций инфраструктурных отраслей региона. Так, по данным Росстата, в гостиничном и ресторанном бизнесе это соотношение составило 91,7%, а количество ликвидированных организаций, оказывающих слуги связи, существенно превысило количество вновь зарегистрированных организаций, занятых в этом виде деятельности (131,1%) [1].
    Можно отметить также, что экономическое положение любой деловой организации определяется финансовым успехом ее деятельности, а финансовые показатели непосредственно зависят от уровня производительности труда, повышение которого выступает целью управления персоналом. Однако уровень и динамика производительности труда в организациях инфраструктурных отраслей пока нельзя назвать приемлемыми, о чем свидетельствуют результаты наших исследований, ранее выполненных на примере транспорта [2; 3]. С момента проведения упомянутых исследований проблема низкой производительности труда не исчезла [5 и др.].
    Таким образом, с учетом экономических интересов организаций инфраструктурных отраслей, подтверждается актуальность совершенствования методов управления персоналом и оценки приоритетности отдельных управленческих решений, принимаемых в этих организациях. В настоящей статье вопросы развития методической базы управления персоналом рассматриваются в связи со спецификой регулирования и содержания труда в организациях инфраструктурных отраслей. Эта специфика определяется особым характером продукции этих организаций: оказываемые ими услуги, в отличие от продукции организаций производственной сферы, часто осуществляются вне основного места локации организации, не имеют вещественного воплощения, не могут резервироваться и т.д.
    В пунктах 1–4 раскрыты некоторые из особенностей регулирования и содержания труда работников организаций инфраструктурных отраслей, которые должны учитываться в процессе целеполагания управления персоналом.
    1. Прежде всего, подчеркнем, что, в отличие от организаций производственной сферы, где, как правило, обязательным является точное соблюдение работниками стандартной технологии производства продукции, в число приоритетных профессиональных компетенций достаточно большого количества работников организаций инфраструктурных отраслей входит умение принимать и реализовывать творческие самостоятельные решения. Это, прежде всего, касается работников тех организаций, которые оказывают индивидуальные услуги (салоны красоты, ателье по пошиву одежды, ювелирные мастерские, предприятия по проведению массовых мероприятий и т.п.). Эти работники очень часто сталкиваются с нестандартными проблемами, и, таким образом, в процессе их профессиональной подготовки должен быть сделан особый акцент на методы трансформации стандартных технологий. Следовательно, в зону повышенного внимания менеджеров попадают такие формы повышения квалификации, как творческие конкурсы, мастер-классы, тренинги и т.п.
    Одновременно для отдельных групп работников инфраструктурных отраслей нельзя отрицать приоритетность строгого соблюдения рамок технологии производственных процессов (дорожное строительство, перевозка пассажиров и т.п.), и в этом случае повышается значение технологического контроля и соответствующих управленческих решений.
    2. Отметим далее, что тип и уровень развития корпоративной культуры является фактором, в меньшей степени влияющим на производительность труда в организациях инфраструктурных отраслей по сравнению с организациями производственных отраслей.
    Это объясняется, главным образом, тем, что в организациях инфраструктурных отраслей трудовые функции выполняются работниками не в едином рабочем помещении, расположенным на территории организации. Так, на территории, внешней по отношению к месту расположения организации, работают водители транспортных средств, мастера по ремонту бытовой техники, осуществляемому по месту жительства клиента, а также представители многих других профессий. Следовательно, непосредственные межличностные контакты работников в течение рабочего дня весьма ограничены, и поэтому для них значение оптимизации социально-психологического климата в организации, установления норм поведения и других задач совершенствования корпоративной культуры невелико. Так, водители автомобилей практически не называют среди причин своего увольнения из организации неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, тогда как в производственных предприятиях такая причина увольнения работников существует. Что касается управленческого персонала, то для этой категории работников значимость формирования корпоративной культуры также сравнительно невысока, поскольку в организациях инфраструктурных отраслей, представляющих в основном малый и средний бизнес, нет больших управленческих служб и, следовательно, сложно оказывать влияние на мотивацию работников через общие изменения социально-психологического климата, норм и стилей поведения.

    Список использованной литературы

    1. Институциональные преобразования в экономике. Демография организаций в феврале 2016 г. // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: gks.ru (дата обращения: 07.06.2016).
    2. Кононова Г.А., Королева Е.А. Проблемы роста производительности на транспорте // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. Экономика. 2012. Вып. 1. С. 154–158.
    3. Кононова Г.А., Циганов В.В. Факторы роста производительности труда в инфраструктурных отраслях региональной экономики // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013. № 4. С. 159–162.
    4. Матвеева А. Кому он нужен, этот малый бизнес? // Эксперт. 2016. № 20 (987).
    5. Общая оценка ситуации с производительностью труда в России: старт с предпоследнего места // Рейтинговое агентство РАЕХ («ЭкспертРА»): [сайт]. URL: raexpert.ru (дата обращения: 07.06.2016).
    6. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело АНХ, 2010.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2