Формирование современного постиндустриального общества, основанного на знаниях, информационных технологиях и инновационном секторе экономики, предполагает значительную активизацию человеческого фактора и выдвижение на первый план эффективной стратегии управления интеллектуальным капиталом. Именно интеллектуальный капитал является закономерным результатом научного и технологического прогресса, эволюции знаний, умений, образования, профессиональных компетенций персонала, развития информационных и управленческих систем, коммерциализации интеллектуальных ресурсов.
Интеллектуальный капитал становится главным фактором, определяющим место государства в общемировой глобализационной системе. Поэтому научное сообщество уделяет пристальное внимание рассмотрению понятия и содержания интеллектуального капитала, которое актуализировалось на информационной стадии развития экономики.
В наиболее общем виде интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, информационных ресурсов, интеллектуальных активов, информационно-коммуникационных технологий, компетенций, культуры и мотивации персонала, применяемых в процессе управления для получения добавленной стоимости и обеспечения конкурентных и социальных преимуществ организации.
Данное понятие включает в себя не только экономическую, но и социально-управленческую направленность, позволяющую анализировать интеллектуальный капитал не только как экономическое, но и как социальное явление, взаимосвязанное с другими категориями предметной области, определять его управленческое воздействие на все стороны общественной жизни, открывать направление для дальнейших исследований в данном направлении.
В целом интеллектуальный капитал следует рассматривать на индивидуальном, государственном и корпоративном уровнях. Индивидуальный интеллектуальный капитал – это совокупность индивидуальных способностей работника. Он неотделим от личности специалиста, инноватора и воплощается в объектах производительно используемой интеллектуальной собственности и авторских прав. Интеллектуальный капитал государства воплощен в запасе и потоке знаний, творческих способностей работников, опыте решения инновационных проблем на различных уровнях управленческого аппарата, правильно выбранной стратегии инвестиционного планирования, культуре и мотивации умственного труда, используемых производительно и повышающих доходы человека, фирмы и общества.
Интеллектуальный капитал корпорации выступает как взаимосвязанная система индивидуальных интеллектуальных капиталов персонала, включенных в организационно-деятельностные и информационно-коммуникационные каналы, обеспечивающие выполнение корпоративных целей и задач, получение добавленной стоимости и конкурентных преимуществ на рынке. Интеллектуальный капитал корпорации включает специфические нематериальные активы, используемые для обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ [7]. Его носителями выступают профессионально подготовленные компетентные специалисты, обладающие знаниями, опытом, навыками, отношениями и связями, творческими способностями, готовые к постоянному восприятию знаний, необходимых для производственной деятельности и самосовершенствования.
Главная функция корпоративного интеллектуального капитала – обеспечение технологических и организационных преимуществ над конкурентами, создание условий для ускорения прироста массы прибыли за счет формирования и реализации знаний, технологий и систем, обеспечивающих его эффективную хозяйственную деятельность. Именно коллективный интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.
Воспроизводство интеллектуального капитала корпорации возможно в условиях разработки и реализации стратегии управления данным процессом. Большинство западных и российских учёных понимает стратегию как управленческо-экономическую категорию, «обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании» [4. С. 148], «модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений» [10. С. 5], «унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия» [9. С. 71–78], «модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющую организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ» [8. С. 23]. Такое понимание стратегии организации позволяет определить её цели и задачи, приспособиться к изменяющимся рыночным условиям, повысить уверенность и сократить неопределенность, сконцентрироваться на выборе наиболее оптимальных направлений деятельности.
Корпоративная стратегия включает в себя выбор направлений и видов деятельности, определение приоритетов обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ организации и способов получения прибыли, выявление форм конгломератной деятельности и реорганизации, общую систему управления и обеспечения ресурсами отдельных стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных единиц, мотивационные механизмы и технологии активизации интеллектуального капитала корпорации.
Стратегия развития интеллектуального капитала является одной из приоритетных стратегий корпорации. По мнению Л.Р. Иксаковой: «стратегия развития интеллектуального капитала холдинга представляет собой комплекс взаимосвязанных, объективных, наиболее приоритетных направлений формирования и совершенствования всех элементов интеллектуального капитала, соответствующих общей стратегии развития холдинга и обеспечивающих долгосрочное устойчивое повышение эффективности его функционирования» [3. С. 98].
Важным направлением стратегии развития интеллектуального капитала корпорации является его социальная составляющая, так как в условиях экономики знаний и информационно-коммуникационных технологий именно человеческий капитал обеспечивает получение прибыли, создаёт долгосрочные конкурентные преимущества организации, повышает эффективность функционирования организации в целом.
Если в предшествующие годы социальная ориентированность организации носила вторичный характер, связанный с созданием благоприятного имиджа ее владельцам, то в настоящее время она становится одним из главных атрибутов компании, поскольку решение социальных проблем активизирует накопление человеческого потенциала, мотивирует его творческие возможности, усиливает процесс социализации личности. Кроме этого, выделение социальной стратегии по развитию интеллектуального потенциала в качестве самостоятельной функциональной стратегии является необходимостью, поскольку в современных условиях экономического кризиса федеральные и региональные органы государственного управления не имеют материальных и финансовых возможностей для полномасштабного воспроизводства человеческого капитала. Это приводит к сокращению государственных расходов на образование, демографическое и социальное развитие, здравоохранение, науку и культуру, ухудшению качественных характеристик населения. В этих условиях корпорации вынуждены уделять больше внимания решению социальных вопросов и совершенствованию всех элементов интеллектуального капитала, компенсируя недоработки в этой области со стороны государства и органов местного самоуправления.