ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социальные стратегии по развитию интеллектуального капитала корпорации

SOCIAL STRATEGIES ON THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CAPITAL OF CORPORATION



А.Ю. Булатецкая
A.U. Bulatetskaya
dekanat205@mail.ru
доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», кандидат социологических наук
senior lecturer at the Department of Sociology, Perm State National Research University, PhD in Sociology
г. Пермь
Perm

Ключевые слова:

  • интеллектуальный капитал корпорации
  • человеческий потенциал
  • социальные стратегии
  • внутрикорпоративная и внешнекорпоративная социальная субстратегия
  • Keywords:

  • intellectual capital of corporation
  • human potential
  • social strategies
  • internal a and external corporate social sub strategy
  • Актуальность исследования обосновывается крупномасштабными трансформационными изменениями общественного развития и превращением интеллектуального капитала в важнейший ресурс инновационного развития экономики. В этих условиях приобретает важное значение исследование социальных стратегий корпоративного развития, позволяющих интенсифицировать экономику знаний, совершенствовать систему управления, активизировать эволюцию знаний, умений, образования, профессиональных компетенций персонала.
    В статье осуществляется анализ содержания интеллектуального капитала, рассматривается его функционирование на государственном, корпоративном и индивидуальном уровне, раскрывается стратегия развития интеллектуального капитала современной корпорации. Особое внимание уделяется определению социальной стратегии развития интеллектуального капитала корпорации, направленной на активизацию интеллектуальных ресурсов организации. Используя методы сравнительного анализа, систематизации, синтеза, автором были выявлены и обоснованы приоритетные направления деятельности по реализации внутрикорпоративной и внешнекорпоративной субстратегий, позволяющие обеспечить формирование и развитие творческого потенциала личности работника.

    The relevance of the research is substantiated by drastic transformational changes within public development as well as by transformation of intellectual capital into the crucial asset for innovative development of economy. Under these circumstances an increased importance is being given to the research of social strategies of corporate development which enable intensification of the knowledge economy, development of the management system, which facilitate strengthening the evolution of knowledge, skills, education and professional competencies of the staff.
    The article analyzes the content of intellectual capital, explores how it functions at national, corporate and individual levels, it reveals strategy of the development of intellectual capital within contemporary business. Particular attention in this regard is being given to defining social strategy of the development of intellectual capital aimed at strengthening intellectual resources of the entity. On the basis of methods of comparative analysis, systematization, synthesis the author has revealed and grounded priority lines of the activities with regard to implementation of internal and external corporate sub strategies enabling the creation and development of creative potential of a worker.

    Обзор статьи

    Формирование современного постиндустриального общества, основанного на знаниях, информационных технологиях и инновационном секторе экономики, предполагает значительную активизацию человеческого фактора и выдвижение на первый план эффективной стратегии управления интеллектуальным капиталом. Именно интеллектуальный капитал является закономерным результатом научного и технологического прогресса, эволюции знаний, умений, образования, профессиональных компетенций персонала, развития информационных и управленческих систем, коммерциализации интеллектуальных ресурсов.
    Интеллектуальный капитал становится главным фактором, определяющим место государства в общемировой глобализационной системе. Поэтому научное сообщество уделяет пристальное внимание рассмотрению понятия и содержания интеллектуального капитала, которое актуализировалось на информационной стадии развития экономики.
    В наиболее общем виде интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, информационных ресурсов, интеллектуальных активов, информационно-коммуникационных технологий, компетенций, культуры и мотивации персонала, применяемых в процессе управления для получения добавленной стоимости и обеспечения конкурентных и социальных преимуществ организации.
    Данное понятие включает в себя не только экономическую, но и социально-управленческую направленность, позволяющую анализировать интеллектуальный капитал не только как экономическое, но и как социальное явление, взаимосвязанное с другими категориями предметной области, определять его управленческое воздействие на все стороны общественной жизни, открывать направление для дальнейших исследований в данном направлении.
    В целом интеллектуальный капитал следует рассматривать на индивидуальном, государственном и корпоративном уровнях. Индивидуальный интеллектуальный капитал – это совокупность индивидуальных способностей работника. Он неотделим от личности специалиста, инноватора и воплощается в объектах производительно используемой интеллектуальной собственности и авторских прав. Интеллектуальный капитал государства воплощен в запасе и потоке знаний, творческих способностей работников, опыте решения инновационных проблем на различных уровнях управленческого аппарата, правильно выбранной стратегии инвестиционного планирования, культуре и мотивации умственного труда, используемых производительно и повышающих доходы человека, фирмы и общества.
    Интеллектуальный капитал корпорации выступает как взаимосвязанная система индивидуальных интеллектуальных капиталов персонала, включенных в организационно-деятельностные и информационно-коммуникационные каналы, обеспечивающие выполнение корпоративных целей и задач, получение добавленной стоимости и конкурентных преимуществ на рынке. Интеллектуальный капитал корпорации включает специфические нематериальные активы, используемые для обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ [7]. Его носителями выступают профессионально подготовленные компетентные специалисты, обладающие знаниями, опытом, навыками, отношениями и связями, творческими способностями, готовые к постоянному восприятию знаний, необходимых для производственной деятельности и самосовершенствования.
    Главная функция корпоративного интеллектуального капитала – обеспечение технологических и организационных преимуществ над конкурентами, создание условий для ускорения прироста массы прибыли за счет формирования и реализации знаний, технологий и систем, обеспечивающих его эффективную хозяйственную деятельность. Именно коллективный интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.
    Воспроизводство интеллектуального капитала корпорации возможно в условиях разработки и реализации стратегии управления данным процессом. Большинство западных и российских учёных понимает стратегию как управленческо-экономическую категорию, «обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании» [4. С. 148], «модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений» [10. С. 5], «унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия» [9. С. 71–78], «модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющую организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ» [8. С. 23]. Такое понимание стратегии организации позволяет определить её цели и задачи, приспособиться к изменяющимся рыночным условиям, повысить уверенность и сократить неопределенность, сконцентрироваться на выборе наиболее оптимальных направлений деятельности.
    Корпоративная стратегия включает в себя выбор направлений и видов деятельности, определение приоритетов обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ организации и способов получения прибыли, выявление форм конгломератной деятельности и реорганизации, общую систему управления и обеспечения ресурсами отдельных стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных единиц, мотивационные механизмы и технологии активизации интеллектуального капитала корпорации.
    Стратегия развития интеллектуального капитала является одной из приоритетных стратегий корпорации. По мнению Л.Р. Иксаковой: «стратегия развития интеллектуального капитала холдинга представляет собой комплекс взаимосвязанных, объективных, наиболее приоритетных направлений формирования и совершенствования всех элементов интеллектуального капитала, соответствующих общей стратегии развития холдинга и обеспечивающих долгосрочное устойчивое повышение эффективности его функционирования» [3. С. 98].
    Важным направлением стратегии развития интеллектуального капитала корпорации является его социальная составляющая, так как в условиях экономики знаний и информационно-коммуникационных технологий именно человеческий капитал обеспечивает получение прибыли, создаёт долгосрочные конкурентные преимущества организации, повышает эффективность функционирования организации в целом.
    Если в предшествующие годы социальная ориентированность организации носила вторичный характер, связанный с созданием благоприятного имиджа ее владельцам, то в настоящее время она становится одним из главных атрибутов компании, поскольку решение социальных проблем активизирует накопление человеческого потенциала, мотивирует его творческие возможности, усиливает процесс социализации личности. Кроме этого, выделение социальной стратегии по развитию интеллектуального потенциала в качестве самостоятельной функциональной стратегии является необходимостью, поскольку в современных условиях экономического кризиса федеральные и региональные органы государственного управления не имеют материальных и финансовых возможностей для полномасштабного воспроизводства человеческого капитала. Это приводит к сокращению государственных расходов на образование, демографическое и социальное развитие, здравоохранение, науку и культуру, ухудшению качественных характеристик населения. В этих условиях корпорации вынуждены уделять больше внимания решению социальных вопросов и совершенствованию всех элементов интеллектуального капитала, компенсируя недоработки в этой области со стороны государства и органов местного самоуправления.

    Список использованной литературы

    1. Анисимов А.С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002.
    2. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы, 2001.
    3. Иксанова Л.Р. Стратегия развития интеллектуального капитала холдинга // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1(29). С. 110–115.
    4. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. М.,1991.
    5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008.
    6. Саакова Л.В. Эффективность устойчивого развития предпринимательской деятельности корпораций в условиях экономии знаний (теория и методология): автореф. дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2012.
    7. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / Орел ГТУ. М.: Машиностроение-1, 2005.
    8. Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования // Инвестиции в России. 2009. № 5. С. 33–38.
    9. Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. New York: McGraw-Hill, 1980.
    10. Mintzberg H., Mc Hugh A. Strategy formulation in adhocracy // Administrative Science Quarterly. 1985. № 30. Р. 160–197.
    11. Stewart Т. Brainpower // Fortune. 1991. June 3. Р. 42–60.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2