ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Концептуальные основы оценивания уровня экономической безопасности национальной системы здравоохранения

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF ASSESSING LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF NATIONAL HEALTHCARE SYSTEM



В.И. Сигов
О.М. Кустов
Д.Н. Верзилин
V.I. Sigov
O.M. Kustov
D.N. Verzilin
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
директор Санкт-Петербургского филиала ФГУП «ЭПМ» ФМБА России СКТБ «Биофизприбор»
декан факультета экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», доктор экономических наук, профессор
Head of the Department of Economics of Labour, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor
director, St. Petersburg Branch of Biofizpribor
Dean, the Faculty of Economics, Management and Law, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • национальная система здравоохранения
  • безопасность общественного здоровья
  • международная система счетов здравоохранения
  • основные фонды организаций здравоохранения
  • Keywords:

  • economic security
  • national healthcare system
  • security of social health
  • international system of healthcare accounts
  • fixed capital of healthcare organizations
  • Актуальность статьи связана с тем, что ключевыми факторами, определяющими состояние общественного здоровья, являются как состояние ресурсов здравоохранения, так и обеспечение экономической безопасности системы здравоохранения. При этом последний фактор является важным механизмом обеспечения безопасности общественного здоровья.
    Авторы статьи доказывают, что распространение международной системы счетов здравоохранения позволяет объективно оценивать уровень экономической безопасности здравоохранения на основе межстрановых сравнений с использованием показателей, характеризующих интенсивность обновления основных фондов организаций, предоставляющих медицинские услуги, и уровень распространения инноваций в сфере здравоохранения.
    Анализ динамики коэффициента обновления основных фондов организаций, деятельность которых связана со здравоохранением и предоставлением социальных услуг, свидетельствует о неблагоприятной тенденции старения основных фондов.
    В результате проведенного исследования авторы делают вывод о том, что для использования международной системы счетов при оценивании уровня экономической безопасности здравоохранения нет необходимости вводить новые статистические формы, но требуется коррекция используемых Росстатом методик сводки и группировки данных.

    The fact that the key factors determining the public health state are not only healthcare resources but also economic security of healthcare system makes the research a relevant one. The latter is an important mechanism to ensure public health security.
    We prove that spreading of the international system of healthcare accounts enables us to assess objectively the level of healthcare economic security on the basis of countries comparison applying indicators characterizing the intensity of fixed capital renewal by healthcare organizations and the degree of applying innovations in healthcare.
    The analysis of the dynamics of fixed assets renewal coefficient of providers of medical and social services demonstrates a negative trend of assets’ aging.
    As a result of the research we come to the conclusion that when applying the international accounts system to assess the level of economic security of healthcare there is no need to introduce new statistic forms and current methods of data collection and grouping used by Russian Statistics Committee should be corrected.

    Обзор статьи

    Актуальность определения категории экономической безопасности системы здравоохранения в контексте категории общественного здоровья. Основополагающее для здравоохранения понятие здоровья определено в Уставе ВОЗ 12 как состояние физического, душевного и социального благополучия. Поэтому общепринятый взгляд на здоровье подразумевает, что оно не исчерпывается отсутствием болезней. Понятие здоровья как состояния системы может быть отнесено к индивидуумам (биосоциальной системе), населению (социально-популяционной системе) и обществу (социально-экономической системе). Под общественным здоровьем следует понимать состояние жизнеспособности и способности к устойчивому развитию всего общества как сложной социально-экономической системы. Общественное здоровье определяется генетическими, климатическими, демографическими, экологическими, социальными, экономическими, политическими факторами, факторами бытовой микросреды, ресурсами здравоохранения и рекреации.
    Безопасность общественного здоровья [11] определяется возможностью его использовании, во-первых, для формирования, воспроизводства и восстановления общественного здоровья, во-вторых, для получения других общественных благ и социальных результатов (социально-экономическое развитие, научный прогресс, здравоохранение, образование). Точно так же, как состояние ресурсов здравоохранения является одним из ключевых факторов, определяющих состояние общественного здоровья, так и обеспечение экономической безопасности системы здравоохранения является важным механизмом обеспечения безопасности общественного здоровья.
    Под категорией экономической безопасности системы здравоохранения предлагается понимать состояние финансового, кадрового, технологического потенциала системы и ее производственной инфраструктуры, гарантирующее качество и доступность медицинской помощи населению (в соответствии с текущими потребностями) и обеспечивающее инновационное развитие системы и распространение передовых медицинских технологий (в соответствии с будущими потребностями).
    Угрозы экономической безопасности здравоохранения и информационная база для их количественного оценивания. Приведенное выше определение позволяет сформулировать основные угрозы экономической безопасности здравоохранения:
    - несбалансированность структуры системы здравоохранения – несоответствие соотношения между уровнями, видами, доступными объемами медицинской помощи (предоставляемыми территориальными и ведомственными подсистемами здравоохранения) потребностям населения;
    - несбалансированность кадровой структуры (неравномерная нагрузка на медицинский персонал, территориальная недоступность отдельных медицинских специалистов;
    - неэффективность производственной инфраструктуры здравоохранения;
    - неразвитость трансляционной медицины (отсутствие условий для создания и диффузии инноваций непосредственно в медицинской деятельности);
    - недостаточная интенсивность создания и диффузии инноваций в финансировании и организации системы здравоохранения;
    - старение основных фондов организаций здравоохранения;
    - неоптимальность финансирования текущей деятельности подсистем здравоохранения и программных мероприятий;
    - отсутствие реальной конкуренции между медицинскими организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности.
    Количественная оценка угроз экономической безопасности может быть произведена в результате комплексного анализа и синтеза официальных данных социально-экономической, демографической, медицинской и экономической статистики. Подходы к такому анализу представлены, например, в ряде работ [7; 9; 10; 13].
    Состояние кадрового обеспечения системы здравоохранения, структуру уровней и видов медицинской помощи, региональную дифференциацию доступности медицинской помощи, влияние перечисленных факторов на состояние здоровья населения регионов РФ целесообразно оценивать по панельным данным (значения показателей для регионов РФ в динамике), содержащимся в формах федерального статистического наблюдения о ресурсах здравоохранения и их использовании (источник данных – форма № 62 [6]), о заболеваемости (источник данных – форма № 12 [4]) и смертности (источник данных – форма № 1-У [5]) населения.
    Региональную дифференциацию доступности медицинской помощи населению следует также оценивать в результате сравнительного анализа территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и сопоставления территориальных нормативов ее оказания с нормативами федеральной программы [1]. Для парирования угроз экономической безопасности системы здравоохранения, связанных с несбалансированностью структур системы и неэффективностью использования ее ресурсов, необходимо привлекать механизмы и методы организации здравоохранения как отрасли знаний и области практической деятельности.
    Состояние производственной инфраструктуры здравоохранения наиболее полно описывается в статистическом ежегоднике «Здравоохранение России» [9], в разделе «Потребительский рынок товаров и услуг». Для оценивания угроз, связанных со снижением доступности медицинского оборудования и товаров медицинского назначения, необходимо анализировать динамику их производства и потребления за ряд лет.
    При анализе инноваций в сфере организации и финансирования здравоохранения необходимо учитывать появление новых сочетаний форм государственного и частного финансирования.
    Развитие информационных и медицинских технологий имеет следствием изменение структуры потребностей в медицинских услугах и изменение способов предоставления услуг. В частности, всеобщий доступ к медицинским информационным ресурсам, повышение медицинской грамотности населения влечет распространение самостоятельной профилактики заболеваний и самолечения.
    Организационно-экономические методы обеспечения экономической безопасности здравоохранения могут быть использованы наиболее эффективно для парирования угроз, связанных с неоптимальной и неконкурентной организацией денежных потоков в системе здравоохранения, отсутствием целенаправленного распространения инноваций и обновления основных фондов.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273 (ред. от 17.11.2015 г.) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Общероссийский классификатор основных фондов. ОК 013-2014 (СНС 2008). (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст в ред. Приказа Росстандарта от 10.11.2015 г. № 1746-ст). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Приказ Росстата от 3 июля 2015 г. № 296 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Приказ Росстата от 23 июля 2015 г. № 339 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за естественным движением населения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Приказ Росстата от 27.11.2015 г. № 591 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Приказ Росстата от 30 декабря 2015 г. № 672 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Верзилин Д.Н., Горнак С.Ю., Максимова Т.Г. Мониторинг региональной обусловленности отдельных показателей здорового образа жизни и здоровья населения // Социология и право. 2015. № 1. С. 5–13.
    8. Верзилин Д.Н., Максимова Т.Г. Статистические основы мониторинга инновационной безопасности России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4(64). С. 120–124.
    9. Здравоохранение в России–2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 174 с.
    10. Сигов В.И., Верзилин Д.Н., Верзилин С.Д. Программно-целевое управление социальной безопасностью: концептуальный подход к оцениванию результативности // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 4. С. 162–168.
    11. Уйба В.В. Медико-санитарная безопасность: методологические основы мониторинга и управления. М.: Изд-во ФМБА, 2009. 165 с.: ил.
    12. Устав Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf (дата обращения: 30.03.2016).
    13. Черешнев В.А., Верзилин Д.Н., Максимова Т.Г., Верзилин С.Д. Экологизация и социоэкономическое развитие регионов: оценка региональной дифференциации // Экономика региона. 2013. № 1 (33). С. 33–46.
    14. Directorate for Employment, Labour and Social Affairs (2012), Implementing the Capital Account in SHA 2011 // OECD: [сайт]. URL: https://www.oecd.org/els/health-systems/CapitalUnderSHA2011.pdf (дата обращения: 30.03.2016).
    15. Eurostat, WHO (2011), A System of Health Accounts // OECD Publishing.doi: 10.1787/9789264116016-en (дата обращения: 30.03.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2