ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Показатели экономической оценки инновационного развития газотранспортных предприятий

INDICATORS OF ECONOMIC ASSESSMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT OF GAS-TRANSPORT COMPANIES



В.Н. Ахметова
А.А. Балябина
V.N. Akhmetova
A.A. Balyabina
tatjank@yandex.ru
anna.smolensk@mail.ru
заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Газпром трансгаз Казань», кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, кандидат экономических наук
Deputy Director General in charge of Economics and Finance, Gazprom Transgaz Kazan, PhD in Economics
lecturer, the Department of Management and IT in Economy, Smolensk Branch of National Research University MEI, PhD in Economics
г. Казань
г. Смоленк
Kazan
Smolensk

Ключевые слова:

  • газотранспортный комплекс
  • транспортировка газа
  • инновационное развитие
  • экономическая оценка
  • Keywords:

  • gas transport complex
  • gas transportation
  • innovation development
  • economic assessment
  • В статье рассматриваются проблемы газового комплекса России. Особое внимание уделено анализу состояния и характеристике проблем газотранспортной сферы. Авторы обосновывают необходимость более рационального использования газа и разработки инновационных решений, позволяющих снизить напряженность таких проблем, как истощение месторождений, значительный износ объектов газотранспортных предприятий и др.
    В статье предложены показатели для экономической оценки инновационного развития предприятий газотранспортного комплекса.

    We consider the problems of the gas complex of Russia. Special attention is paid to analyzing the state of the gas-transport sector and giving the characteristic of its problems. We substantiate the need to rationally use gas and to develop innovation solutions to cope with such acute problems as petering-out and deterioration of gas-transport facilities.
    Indicators for economic assessment of innovation development of gas-transport companies are offered.

    Обзор статьи

    Газотранспортный комплекс является важнейшей бюджетоформирующей отраслью российской экономики и самой динамично развивающейся отраслью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) [7; 8]. Предприятия и организации газового комплекса осуществляют добычу, транспортировку и распределение, хранение природного газа, переработку попутного газа нефтяных месторождений, обеспечивая более половины всего объема внутреннего энергопотребления. Экономическая значимость газа для топливной промышленности определяется тем, что добыча газа обходится более чем в два раза дешевле добычи нефти и в пятнадцать раз дешевле добычи других углеводородов. Важнейшими объектами газового комплекса являются месторождения природного газа (более трети разведанных мировых запасов находится на территории России) и газотранспортные сети (Единая система газоснабжения России, принадлежащая ПАО «Газпром», является крупнейшей в мире газотранспортной сетью). Общая протяженность российских магистральных газопроводов составляет 150 тыс. км [6]. Однако, несмотря на существенные запасы, в сферах добычи и транспортировки газа сложились следующие проблемы: стремительное истощение запасов дешевого газа в месторождениях Западной Сибири и в целом исчерпание нефтегазовых запасов на глубинах до 3 км; сложности с газоснабжением удаленных потребителей; изношенность трубопроводных систем при их стоимости, исчисляемой триллионами рублей. Возраст значительной части основных фондов газотранспортной системы близок к завершению нормативного срока полезного использования: средний возраст газопроводов около 25 лет; 15% газопроводов уже выработали нормативный срок службы.
    В результате исследований, выполненных учеными Института проблем нефти и газа РАН, были выявлены возможности продления срока службы примерно половины основных фондов трубопроводных систем на 12–15 лет за счет введения научно обоснованной системы мониторинга и своевременного ремонтного обслуживания, реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем. Выделение участков трубопроводов с наибольшим риском возникновения аварийных ситуаций, непрерывный мониторинг состояния трубопроводов, своевременная замена изоляции, внедрение инноваций в области повышения промышленной безопасности объектов газотранспортного комплекса позволят увеличить нормативный срок службы половины трубопроводных систем до 45–50 лет и выявить участки трубопроводов с наибольшим риском аварийных ситуаций. Реализация технологических инноваций в газотранспортном комплексе позволит сэкономить сотни миллиардов рублей [2; 5].
    В настоящее время используется два способа хранения и транспортировки газа – в сжиженном и сжатом состоянии. Хранение и транспортировка газа в сжиженном состоянии предполагает применение дорогостоящих материалов и систем охлаждения и поэтому неэффективна. Для снижения затрат на хранение и транспортировку газа в сжатом виде возможно использование сорбентов-накопителей. Однако стоимость этих сорбентов высока, что обусловливает низкую рентабельность такого способа. Также существует технология, основанная на использовании углеродного волокна, получаемого из доступного дешевого сырья, позволяющая усовершенствовать способы хранения сжатого газа, увеличив объемы транспортируемого газа или уменьшив объемы хранилищ в 1,5–2 раза. Использование современных относительно недорогих сорбентов и достижений в создании транспортных средств для перевозки метана в сжатом состоянии открывает новые возможности по транспортировке природного газа.
    Большая часть газа поставляется потребителям по системе газопроводов. Такая инфраструктура газотранспорта имеет жесткую привязку к производителю и потребителю и очень высокую стоимость. В последние годы активно развиваются технологии транспортировки сжиженного газа, которые обусловливают большую гибкость поставок. Данный способ транспортировки газа обеспечивается технологией его сжатия, а использование сорбентов повышает конкурентоспособность сжатого газа. Это позволяет использовать речные и морские суда для транспорта газа, а также автомобильный и железнодорожный транспорт для доставки газа потребителям в удаленные и труднодоступные регионы. Экономически эффективная дальность поставок газа не превышает 2000 километров, что, тем не менее, позволяет организовать газоснабжение большинства удаленных потребителей.
    Таким образом, ввиду стратегической значимости газа как важнейшей составляющей минерально-сырьевой базы ТЭК, ограниченности и истощения газовых месторождений, значительного износа объектов газотранспортного комплекса и высокой стоимости газопроводов, а также проблем с газоснабжением удаленных потребителей возникает необходимость рационального использования газа и разработки инновационных решений, позволяющих снизить напряженность перечисленных проблем. Очевидно, что простое обновление или модернизация основных фондов газотранспортной инфраструктуры не позволит обеспечить ее соответствие современным требованиям [3; 4]. Только за счет внедрения инноваций в области повышения надежности объектов газотранспортной сети, а также разработки и использования новых технологий транспортировки газа можно будет существенно сократить потери при транспортировке, обеспечить потребности удаленных потребителей и снизить нагрузку на газотранспортные сети.

    Список использованной литературы

    1. Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года / Официальный сайт ПАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/97/653302/programma-razvitia.pdf (дата обращения: 17.02.2016).
    2. Дли М.И., Какатунова Т.В. Интеграция технопарка в инновационную структуру региона // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 252–254.
    3. Дли М.И., Какатунова Т.В. Управление инновационным потенциалом региона. Смоленск, 2008. 146 c.
    4. Дли М.И., Михайлов С.А., Балябина А.А. Контроллинг процессов энергосбережения на региональном уровне // Контроллинг. 2010. № 2. С. 74–79.
    5. Дли М.И., Михайлов С.А., Какатунова Т.В. Функциональные когнитивные карты для моделирования процессов энергосбережения на региональном уровне // Путеводитель предпринимателя. 2010. № 8. С. 41–50.
    6. Дмитриевский А. Инновационное развитие нефтяной и газовой промышленности России // Бурение и нефть. 2012. № 1. URL: http://burneft.ru/archive/issues/2012-01/1 (дата обращения: 17.02.2016).
    7. Мешалкин В.П., Какатунова Т.В., Дли М.И. Влияние рисков информатизации на инновационную деятельность в региональных промышленных комплексах// Транспортное дело России. 2011. № 4. С. 56–59.
    8. Палюх Б.В., Дли М.И., Какатунова Т.В., Багузова О.В. Интеллектуальная система поддержки принятия решений по управлению сложными объектами с использованием динамических нечетких когнитивных карт // Программные продукты и системы. 2013. № 4. С. 155–160.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2