Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны является приоритетной задачей государства, что определяется в первую очередь уровнем развития образовательных организаций, поддержание которого является обязанностью государства. Безусловно, для того чтобы ресурсы, направленные в развитие, приносили ощутимый доход, необходима реформа системы образования, направления которой в большей части определены. На наш взгляд, наиболее ощутимые результаты роста научно-технического потенциала может дать процесс еще более глубокой интеграции образования, производства и науки. При этом процессы интеграции должны затронуть все элементы системы образования. Проведенный анализ некоторых аспектов образовательной деятельности показал, что существуют достаточно простые варианты оптимизации уже идущих процессов интеграции в сфере образования:
● наличие в структуре образовательных организаций научно-исследовательских подразделений;
● процесс образования должен быть построен таким образом, чтобы на финише выпустить специалиста-практика и исследователя, которого, прежде всего, отличает желание связать профессиональную деятельность с поиском и решением новых проблем (воспитать такого специалиста можно только в атмосфере творчества, поиска решений, обмена мнениями, споров и примеров достижений);
● образовательная организация может обеспечить широкое внедрение научно-исследовательской практики студентов в образовательный процесс;
● в подготовке кадров высшей квалификации на всех стадиях должны участвовать специалисты (педагоги-ученые), знающие современный уровень развития конкретных отраслей науки и техники, ведущие научные исследования, владеющие современными методами научного поиска, новым оборудованием и технологиями;
● кадровый преподаватель образовательных организаций должен быть профессионалом-педагогом и профессионалом – научным работником одновременно;
● кафедрам должна принадлежать ведущая роль в выборе образовательных направлений (специализаций) и организации образовательного процесса;
● учебные подразделения должны уметь маневрировать временным ресурсом так, чтобы происходил быстрый рост квалификации каждого члена подразделения, а также сотрудники могли реально планировать защиту кандидатских и докторских диссертаций;
● кафедра, ориентированная в образовательной организации на взаимодействие с научными коллективами в профессиональной и образовательной среде, может стать центром решения задач повышения квалификации (при этом именно кафедры должны иметь значительные полномочия для мобильной корректировки образовательных стандартов);
● в рамках выполнения исследовательских работ в образовательной организации должна быть предусмотрена возможность материального стимулирования студентов;
● процессы глубокой интеграции производства, науки и образования в системе образования требуют новой стратегии развития и разработки эффективной организационной структуры;
осуществляемая реформа системы образования должна решить проблемы «дефицита времени» посредством равномерного распределения обязанностей между участниками образовательного процесса;
● высокие темпы развития науки в настоящее время предъявляют новые требования к выпускникам образовательных организаций, поэтому повышение качества образования стало основной стратегической задачей (однако если в ХIX веке для введения исследовательского обучения в учебный процесс потребовалось почти тридцать лет, то в XXI веке этого времени нет);
● в настоящее время не существует альтернативы интеграции фундаментальной науки, образования, реального производства и бизнеса (только через интеграцию можно внедрить в обучение настоящую науку и создать единую систему качественного образования и эффективной науки);
● успешное решение задачи повышения качества выпускника образовательной организации требует использования таких методов обучения, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся;
● в настоящее время активно развиваются процессы информатизации общества, поэтому необходима более гибкая система образования по использованию наиболее эффективных методов обучения.
Современные учащиеся должны научиться самостоятельно получать новые знания, работать с информацией. При этом важно овладение способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем можно было бы использовать при необходимости повышения квалификации или изменении профессиональной ориентации. Очевидно, что самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, с начала обучения необходимо вовлекаться в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся только получением знаний, но предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем [2].
Наряду с этим, не вызывает сомнения тот факт, что научная работа, выполняемая преподавателями, будет значительно эффективней, если в составе образовательных организаций будет находиться научно-исследовательский центр, что позволит выполнять научную работу на более высоком уровне, так как в ней будет задействованы кадровые и материальные потенциалы образовательной организации. На наш взгляд, такого рода центр, имея развитую инфраструктуру маркетинга, специалистов-конструкторов и квалифицированных исполнителей, может освободить время преподавателей для повышения уровня проводимых научных работ, а научным работникам образовательной организации приобрести навыки педагогической работы.
Отметим, что большинство российских образовательных организаций в настоящее время работают в условиях не столь значительного спроса на специалистов высшей квалификации, особенно точных специальностей. Вместе с тем потребители «продукции» образовательных организаций: КБ промышленных предприятий, академические и отраслевые НИИ, вузы, то есть именно те отрасли, которые призваны уже в среднесрочной перспективе определять конкурентоспособность материального производства России, его восприимчивость к новым технологиям, наконец, способность собственного воспроизводства, существуют в состоянии перманентной борьбы за выживание. Данное обстоятельство заставляет делать ставку на опыт и квалификацию уже сложившихся кадров и отказываться от участия в подготовке (затратной и длительной) нового поколения специалистов. При этом можно утверждать, что наукоемкие отрасли хозяйства лишены той части оборотного капитала, которая должна использоваться для воспроизводства научно-технологического потенциала.