ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Некоторые способы реализации молодыми специалистами права на жилище в современном российском законодательстве

SOME WAYS OF IMPLEMENTING YOUNG PROFESSIONALS' RIGHT TO HOUSING IN THE MODERN RUSSIAN LEGISLATION



А.С. Чабрицкая
A.S. Chabritskaya
Nastja2410@mail.ru
аспирант, преподаватель кафедры государственного, международного и таможенного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
a PhD student, Lecturer at the Department of State, International and Customs Law, Saint-Petersburg Sate University of Aerospace Instrumentation
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • право на жилище
  • молодые специалисты
  • жилищное законодательство
  • реализация права на жилище
  • жилищная политика государства
  • Keywords:

  • right to housing
  • young professionals
  • housing legislation
  • realization of the right to housing
  • the housing policy of the state
  • Статья посвящена актуальным вопросам конституционного права на жилище, связанным с возможными способами реализации данного права молодыми специалистами в современных реалиях. Выявлены пробелы в законодательном закреплении термина «молодой специалист». В результате анализа автор делает выводы о том, что с учетом правового содержания данного понятия молодые специалисты смогут реализовывать свое право на жилище только тогда, когда политика государства будет направлена на обеспечение жильем специалистов всех сфер профессиональной деятельности.

    The article is devoted to the relevant issues of the constitutional right to housing and in particular to the matters dealing with possible ways of exercising this right in the modern context by young professionals. The author reveals legislative gaps with regard to incorporating into law the term "young professional". As a result of the analysis, the author concludes that in view of the legal content of this notion young professionals will be able to exercise their right to housing only when state policy is aimed at providing housing for specialists in all spheres of professional activity.

    Обзор статьи

    На протяжении всей жизни человек нуждается в жилье. Вопрос улучшения жилищных условий затрагивает каждого. Это происходит в результате увеличения семьи или, когда встает вопрос о начале самостоятельной жизни выросших детей. Проблема обеспечения жильем молодых специалистов в России довольно острая, как и в целом реализация права на жилище для всех слоев населения. Жилищные условия являются одним из важнейших факторов жизни молодого населения, в том числе и молодых специалистов. В возрасте до 35 лет происходит профессиональное становление личности, а также формирование семьи, рождение детей. Соответственно требуется достаточная материальная база, которая зачастую отсутствует у рассматриваемой категории лиц. Молодые специалисты вынуждены уходить из той профессиональной сферы, которую освоили, в целях трудоустройства с бóльшим достатком.
    Прежде чем начинать рассматривать способы реализации права на жилище молодыми специалистами, следует определиться, кто относится к категории молодой специалист. В федеральных законах определение «молодой специалист» не дается, а в ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации имеется указание только на лиц, получивших среднее или высшее образование в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и впервые поступивших на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания обучения. А в федеральных подзаконных актах, принятых в целях содействия обеспечения жильем молодых специалистов, устанавливается такая категория граждан.
    Так, например, в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года"» [1] в п. «а» ст. 33 под молодым специалистом понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления (на социальную выплату для строительства и приобретения жилья) не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование. Хотя в некоторых подзаконных актах субъектов РФ, не относящихся к актам, которые устанавливают программы содействия в обеспечении жильем, но упоминающих также термин «молодой специалист», могут быть разночтения в возрасте, до которого лицо относится к молодым специалистам. Например, в Постановлении Правительства Ленинградской области от 07.04.2008 г. № 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в Ленинградской области» возраст лица не должен превышать 30 лет [8]. Как мы видим, в установлении термина существует пробел, поэтому исходя из анализа правовых норм следует сделать вывод, что необходимо закрепление общего понятия «молодой специалист», как в Трудовом, так и в Жилищном кодексе, а также закрепить срок сохранения такого статуса.
    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации к способам реализации установленного ею права на жилище можно отнести: содействие в строительстве, предоставление жилья нуждающимся малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан, либо содействие в приобретении жилья. Правовые акты, такие как Жилищный кодекс, Гражданский кодекс раскрывают более широко те способы, которые указываются в Конституции.
    Так, например: приобретение возможно по различным гражданско-правовым договорам (купля-продажа, дарение, рента), с использованием различных государственных субсидий, ипотечных займов, ссуд. Предоставление жилья возможно как в жилом фонде специализированного назначения (служебное жилье, жилые помещения в общежитии), так и в социальном фонде (на основе договоров социального найма), коммерческом жилищном фонде (по договорам коммерческого найма) и т.д. Реализация права на жилище, осуществляемого через участие в строительстве, на сегодняшний день возможна путем заключения договора долевого участия, вступления в жилищные и жилищно-строительные кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы.
    Что касается молодых специалистов, то способы реализации ими права на жилище, имеющиеся в российском законодательстве, практически не отличаются. Опираясь на существующие способы реализации права на жилище молодыми специалистами, основными являются: получение субсидии на участие в строительстве или покупке жилья, предоставление служебного жилого помещения, общежития и др.
    Обратив внимание на «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], можно заметить, что политика государства и ее социально-экономическое развитие на сегодняшний день направлены на поддержание в обеспечении жильем и содействие в реализации права на жилище только на некоторых категорий молодых специалистов: учителей, врачей, сюда можно включить и молодых ученых. Конечно, все прогнозы и программы опираются на ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. Так, в послании Президента от 12 декабря 2012 года [5] было указано на необходимость решения жилищного вопроса «более широких категорий граждан», к которым также относились врачи, учителя, ученые и дополнялись такие категории, как специалисты социальной сферы, инженеры. Реализацию их жилищной проблемы предполагалось осуществлять путем увеличения ввода жилья класса «эконом» и развития арендного сектора. Отсюда можно сделать вывод, что не вся категория молодых специалистов, к которым применяются меры поддержки, охватывается государством, и лишь некоторые представители этой категории граждан могут реализовать существующие способы реализации права.
    В то же время к вышеперечисленному перечню молодых специалистов, к которым государство применяет меры содействия, можно добавить лиц на основе утвержденной Президентом Российской Федерации «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [4] от 3 апреля 2012 года. В соответствии с данным актом, для формирования условий профессиональной самореализации молодежи осуществляются меры по привлечению молодых специалистов в отечественные компании и предприятия, культуру и спорт путем предоставления жилья. Но какими способами это предоставление будет осуществляться, и в какие именно компании и предприятия, в зависимости от формы собственности, будут привлекать молодых специалистов (только государственные (муниципальные) или также будут возложены обязанности и на частные предприятия и компании по предоставлению жилья), в данной Концепции не раскрывается. Кроме того, не раскрыт вопрос, какая категория специалистов имеется в виду – молодых специалистов всех отраслей профессиональной трудовой деятельности, существующих на сегодняшний день, или исключительно определенная категория специалистов.
    На основе социально-экономического развития государства, прогнозов, планов органов исполнительной власти Постановлением Правительства РФ была принята федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» [1]. Приоритетной целью данной целевой программы является развитие села, закрепление на селе молодого населения и привлечение молодых специалистов, в связи с чем реализуются различные меры. В частности, к ним относится удовлетворение потребности в жилье молодых специалистов и молодых семей, работающих и проживающих на селе, которое может осуществляться следующими способами:
    1) Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья. Социальная выплата предоставляется при условии, что лицо: постоянно проживает в селе; работает по трудовому договору или является индивидуальным предпринимателем не менее одного года на дату подачи заявления на включение в список участников программы; имеет собственные и/или заемные средства не менее 30% от стоимости жилья (этот процент так же может быть установлен правовым актом субъекта РФ, и в случае, если этот процент составит менее 30%, то недостающая разница компенсируется из бюджета субъекта или местного бюджета); лица должны быть признаны нуждающимися. Выплаты предоставляются в порядке очередности, определяемой п. 5 положения № 4 к федеральной целевой программе. По каждой представленной в положении группе выделяются лица, имеющие первоочередное право получения социальной выплаты: граждане, имеющие трех и более детей; граждане, ставшие участниками программы до 2013 года.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года"» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30 (часть II). Ст. 4110.
    2. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. 3 апреля. № 14. Ст. 1493.
    3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 14.02.2016).
    4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012) // Администратор образования. 2012. № 11. Июнь.
    5. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. № 287. 13 декабря.
    6. Постановление Правительства Москвы «О концепции формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2008. № 47. 19 августа.
    7. Закон СПб от 12 декабря 2005 г. № 648-91 «О целевой программе Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы"» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2006. № 2.
    8. Постановление Правительства Ленинградской области от 07.04.2008 г. № 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области. 2008. № 14. 16 мая.
    9. Постановление Правительства Сахалинской области от 4 октября 2013 г. № 572 «Об утверждении Порядка обеспечения жильем молодых специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера» // Губернские ведомости. 2015. № 144(4792). 15 августа.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2