Уже многие годы проблемы импортозамещения и поддержки развития малого и среднего предпринимательства (МСП) являются системными задачами реструктуризации нашей экономики, создаются федеральные и региональные программы поддержки и развития, однако качественной трансформации состояния бизнеса ни по одному из этих направлений пока не произошло. Программы реализовывались независимо друг от друга, бюджетные средства расходовались неэффективно, часто направлялись в аффилированные с властью бизнес-структуры, которые умудрялись получить на одну и ту же цель средства разных программ, но заявленная цель не достигалась. Получался своего рода отрицательный синергетический эффект.
Синергия – это возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта. Синергетический эффект в бизнесе и госрегулировании возникает в результате слияния отдельных частей в единую систему.
В связи с обострившейся политической нестабильностью программы поддержки МСП и импортозамещения приобрели для России высокую степень актуальности и являются залогом стабилизации экономической ситуации в стране. Выявим общие факторы, которые решают данные программы.
Развитие малого предпринимательства обеспечивает сокращение безработицы за счет активной части потерявших работу специалистов, развитие инновационной активности, так как малый бизнес более мобилен и нуждается в постоянных инновациях для того, чтобы выжить на высококонкурентных рынках. Кроме того, предпринимательство в малом бизнесе все еще рассматривается нашим государством как источник доходов бюджета, хотя в развитых странах его рассматривают, прежде всего, как источник дохода граждан, обеспечивающий повышение внутреннего спроса на товары и услуги и формирование широкой прослойки мелких собственников, которые не заинтересованы в реформах и революциях, так как они обеспечивают стабильность политической системы общества [2].
Импортозамещение – это известный тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства с целью обеспечения государственной безопасности, достижения технологической независимости, содействия формированию положительного сальдо внешнеторгового баланса, выращивания национальных лидеров для завоевания глобального рынка.
Казалось бы, ничего общего у этих программ нет. Однако если рассмотреть внимательнее объекты, на которые должны быть направлены эти программы, то выяснится, что различия вызваны слишком традиционным взглядом на современную организацию производственных процессов у многих чиновников на местах, в компетенцию которых входит реализация анализируемых программ.
В традиционном представлении малый бизнес – это мелкие лавочники и сфера бытовых услуг, а промышленное предприятие – это крупная организация, внутри которой выполняются как основные, так и огромное количество вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов. Однако организации с численностью до 15 человек – это микробизнес, малые предприятия имеют в штате до 100 сотрудников, а средние до 250 человек, и их годовой оборот может составлять от 100 миллионов до миллиарда рублей, причем эта цифра ежегодно индексируется. В эту категорию попадает огромное количество новых предприятий, производящих как продукцию, так и современные виды услуг, осваивающих новые формирующиеся рынки, использующих современные формы технологии и организации производства.
Все обеспечивающие и вспомогательные процессы на таких предприятиях выведены на аутсорсинг, развиваются только основные процессы, обеспечивая высокий уровень базовых компетенций. Они более мобильны, открыты к инновациям, часто являются поставщиками крупных корпораций и создают вокруг себя разнообразные сетевые формы взаимодействия. Узким местом такой организации бизнеса является его узкая специализация, при которой эффективность может быть достигнута только за счет постоянно расширяющегося рынка сбыта, выхода на новые региональные и международные рынки. Они могут составить достойную конкуренцию иностранным производителям, но требуется время и деньги для формирования необходимого уровня компетенций, сопоставимых с конкурентами. Именно эти организации должны стать приоритетным объектом поддержки по каждому из рассматриваемых направлений.
Теперь проанализируем методы поддержки, которые наиболее часто используются при реализации данных программ: компенсация расходов на приобретение оборудования и проведение НИОКР, процентов по кредитам и т.п. Иными словами, достойными получения помощи являются те, кто аккуратно выполняет «правила игры», тратя время и средства на подготовку большого комплекта документов строго регламентированной формы. В то время как большинство реально активных и развивающихся организаций малого и среднего бизнеса либо вовсе не знают о возможности получения помощи, либо отказываются участвовать в таких программах, оценивая усилия по получению помощи как малоэффективные либо маловероятные. Для расширения бизнеса им необходим выход на новые рынки, а это означает необходимость внедрения системы менеджмента качества, сертификации продукции, патентования разработок, активного маркетинга и создания сбытовой сети. Это не только большие деньги, но и большие риски, а главное – необходимость в новых знаниях, поиск квалифицированного персонала и консультантов. Однако государство не готово помочь в формировании необходимых компетенций, так как для этого необходимо заставить работать торговые представительства, торгово-промышленные палаты, иметь квалифицированный штат консультантов в центрах поддержки предпринимательства. В этой системе готовы активно «осваивать деньги», но не готовы «наращивать компетенции».