ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Обоснование перспективных решений, направленных на обеспечение устойчивого развития системы высшего образования в России

SUBSTANTIATION OF LONG-TERM SOLUTIONS AIMED AT SECURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA



Н.В. Плотников
N.V. Plotnikov
dekanat205@yandex.ru
начальник Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации (г. Новосибирск)»
Head of Institute of Federal Security Service of the Russian Federation (Novosibirsk)
г. Новосибирск
Novosibirsk

Ключевые слова:

  • национальная политика в сфере высшего образования
  • диверсификация структур и учреждений системы высшего образования
  • новые подходы в области оценки качества и актуальности содержания процесса обучения
  • интернационализация услуг высшего образования
  • Keywords:

  • national policy in higher education sphere
  • diversification of structures and institutions of system of higher education
  • new approaches to assessing quality and relevance of educational content
  • internationalization of higher education services
  • В статье представлен анализ результатов реформирования сферы высшего образования в России, а также дана оценка состоянию рынка образовательных услуг в современных условиях экономической нестабильности, раскрыты основные социально-экономические проблемы в высшем образовании и обоснованы перспективные решения, направленные на обеспечение устойчивого развития системы высшего образования в России на основе эффективной национальной политики с учетом сочетания этических, культурных, экономических, социальных и гражданских аспектов.
    Целью настоящей статьи является исследование факторов, определяющих взаимоотношения между учреждениями сферы высшего образования и обществом, а также угроз существованию университетской модели высшего образования в привычном виде. Автором на основе анализа результатов реализации ряда государственных программ развития высшего образования и регулирования рынков образовательных услуг обоснована необходимость использования открытого и гибкого подхода к обучению, охватывающего все аспекты жизнедеятельности, а также предоставляющего возможности для раскрытия потенциала в интересах устойчивого развития национальной экономики.

    We offer the analysis of the results of reforming the higher education sphere in Russia and assess the condition of the educational services market under modern economic instability. The key socio-economic problems of higher education are revealed; we substantiate long-term solutions aimed at securing sustainable development of the higher education system in Russia based on effective national policy taking into consideration ethical, cultural, economic, social and civil aspects.
    The research is targeted at studying the factors determining the relations between higher education institutions and the society as well as threats to the conventional university model of higher education. On the basis of analyzing the results of implementing a range of state programs of higher education development and regulation of educational services markets, we prove the need to apply an open and flexible approach to education embracing all aspects of life and providing opportunities to reveal the potential for the sake of substantial development of national economy.

    Обзор статьи

    Происходящие изменения в экономике характеризуются новым уровнем сложности и противоречивости. При этом подготовку сообщества к реализации жизнедеятельности в условиях политической и социально-экономической нестабильности должно осуществлять высшее образование посредством развития способности адаптироваться к экологическим, социальным и экономическим изменениям, происходящим на местном и глобальном уровнях. К тому же стремление к обеспечению устойчивости требует умения решать проблемы и преодолевать противоречия общего характера, а также предвидеть открывающиеся перспективы. На наш взгляд, именно высшее образование является ключевым аспектом глобальных комплексных задач, определяющих цели безопасного и устойчивого развития государства.
    Следует отметить, что экономический рост и производство материальных благ позволили повысить уровень благосостояния населения, однако степень уязвимости и неравенства внутри общества продолжает нарастать. Вместе с тем неустойчивые экономические модели производства и потребления ведут к ухудшению состояния окружающей среды и резкому увеличению рисков в экономике. Очевидно, что развитие технологий способствует созданию новых возможностей для сотрудничества и взаимодействия, тем не менее, в настоящее время наблюдается рост культурной и религиозной нетерпимости, а также политической мобилизации и конфликтов, обусловленных факторами самоидентификации, что, безусловно, содействует снижению уровня национальной и экономической безопасности. В этом случае высшее образование должно предложить способы реагирования на такие вызовы, которые учитывали бы всё многообразие мировоззренческих подходов и альтернативных систем знаний, а также задействовали современные возможности в области инноваций и технологий [1]. Таким образом, переосмысление цели высшего образования и организации процесса обучения приобретает в этом контексте особую актуальность.
    С учетом возникающих рисков в экономике, на наш взгляд, в основе современной модели экономического роста должно быть ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение прав человека, социально ответственное отношение бизнеса, а также эффективное партнерство государства и бизнеса. Применительно к высшему образованию это означает использование открытого и гибкого подхода к обучению, охватывающего все аспекты жизнедеятельности, а также предоставляющего всем без исключения возможности для раскрытия потенциала в интересах устойчивого развития национальной экономики и общества в целом. Тем не менее в условиях происходящей в современном мире трансформации образовательной среды все чаще признается важность и востребованность обучения вне рамок учреждений формальной системы высшего образования. При этом отмечается постепенный переход от традиционных образовательных учреждений к разнообразным и комплексным видам высшего образования, в которых формальное, неформальное и информальное (самостоятельное) обучение организовано с помощью образовательных учреждений, а также структур, предлагаемых сторонними поставщиками образовательных услуг.
    Мобильные устройства также дают обучающимся возможность получать доступ к образовательным ресурсам, взаимодействовать, создавать собственный контент. Аналогичным образом массовые открытые онлайновые курсы (МООК) в области высшего образования, поддерживаемые консорциумом университетов, объединивших ресурсы по различным дисциплинам с целью содержательного наполнения онлайновых курсов, открывают новые возможности для охвата более широкой студенческой аудитории во всем мире. Следовательно, высшее образование в рамках получаемых профессий требует наличия таких навыков, как умение обмениваться информацией и критическое мышление, которые можно получить посредством информального обучения, а не в образовательных учреждениях. Аналогичным образом новые методы дистанционного высшего образования и онлайнового обучения коренным образом меняют характер обучения студентов, в том числе на территории образовательных учреждений и университетов.
    Одним из основных вызовов современному высшему образованию является проблема обеспечения спроса на подготовку профессиональных кадров, с сохранением ключевой роли обучения для исследова¬ний и посредством исследований. В условиях растущей глобальной конкуренции довольно часто дискутируются мнения специалистов о необходимости пересмотра социального контракта, определяющего взаимоотношения между учреждениями сферы высшего образования и обществом, что становится реальной угрозой существованию, например, университетской модели высшего образования в привычном виде. При этом следует учитывать и то, что сфера высшего образования находится в процессе трансформации вследствие диверсификации образовательных структур и учреждений, интернационализации услуг в области высшего образования, развития MOOК, формирования новых подходов в области оценки качества и актуальности содержания обучения, что в свою очередь имеет серьезные последствия с точки зрения финансовых и кадровых ресурсов, ставя под угрозу устоявшиеся формы управления образованием, а также принципы автономности и академических свобод, которые составляют фундамент традиционной университетской модели [3]. На наш взгляд, для того чтобы расширение доступа к образованию не приводило к снижению качества и, как следствие, формированию обучающих центров, не участвующих в передовых научных исследованиях и разработках, необходимо реализовать трансформацию сферы высшего образования в целях создания условий, объединяющих образовательное пространство посредством взаимо¬выгодной координации усилий между системами формального высшего образования, учреждениями повышения квалификации и другими образовательными структурами. При этом происходящие изменения должны открывать новые возможности для экспериментов и инноваций.

    Список использованной литературы

    1. Алексеева С.В. Современные тенденции развития системы образования // Науковедение. 2014. № 4. С. 10.
    2. Борисов Д.А. Модернизация высшего образования в рамках политики национальной безопасности // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 5. С. 35–49.
    3. Плетнев М.М. Правовое регулирование деятельности государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 30–33.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2