ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методика оценки качества деятельности предприятий автосервиса

CAR SERVICE CENTERS PERFORMANCE QUALITY ASSESSMENT TECHNIQUES



Л.В. Виноградов
Т.И. Леонова
В.С. Бурылов
L.V. Vinogradov
T.I. Leonova
V.S. Burylov
leonid.vinogradov@engec.ru
leonova5858@mail.ru
vassili@nm.ru
доцент кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат технических наук, доцент
профессор кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
an Associate Professor at the Department of Economics and Quality Management, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Technical Sciences, an Associate Professor
a Professor at the Department of Economics and Quality Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Full Professor
a post-graduate student at the Department of Economics and Quality Management, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • квалиметрическая модель
  • медиана Кемени
  • качество деятельности
  • предприятие автосервиса
  • показатели качества деятельности
  • Keywords:

  • qualitative model
  • Kemeny median
  • performance quality
  • car service center
  • performance quality indicators
  • В статье представлена методика оценки качества деятельности предприятий автосервиса, включающая определение единичных и комплексных оценок. Доказывается, что наиболее приемлемыми единичными показателями для оценки качества деятельности предприятий автосервиса являются следующие: удовлетворенность клиентов, удельный вес принятых заказчиками услуг, рентабельность, профессионализм исполнителей и руководителей, уровень надежности оборудования и применяемых технологий.
    Авторами предложена квалиметричесая модель комплексной оценки качества деятельности предприятия автосервиса, разработаны рекомендации для определения удельных весов на основе использования медианы Кемени, показаны преимущества и недостатки линейной свертки показателей, определена область применения разработанной методики. Представлен практический расчет и анализ показателей.

    The article presents car service centers performance quality assessment techniques including single and integrated assessments. The article proves that the most acceptable single indicators for the evaluation of car service enterprises performance quality are as follows: customers satisfaction, the proportion of services accepted by customers, profitability, professional competence of executing officers and executives, equipment and technologies used reliability.
    The authors have proposed a qualimetric model for comprehensive assessment of car service centers performance quality with a set of Kemeny median based recommendations being worked out as to how to define proportions. In addition both advantages and disadvantages of linear convolution of indicators along with the area of the developed techniques application have been demonstrated with practical calculation and analysis of indicators being presented.

    Обзор статьи

    Для предприятий автосервиса (ПА), оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, проблема обеспечения качества особенно важна, т.к. в настоящих рыночных условиях ПА могут развиваться только за счет высокого качества деятельности, определяющего оптимальный баланс между прибылью и техническим качеством предоставляемых услуг.
    Методика оценки качества деятельности ПА включает следующую последовательность этапов: определение единичных показателей, шкал их измерения и удельных весов значимости, формирование комплексного показателя и анализ результатов для дальнейшего совершенствования.
    Основными показателями, характеризующими качество деятельности работы автосервиса, является целый ряд производственных и экономических показателей, которые можно представить по следующим уровням иерархии: 1 уровень – комплексное качество деятельности; 2 уровень – качество способностей (компетенций, потенциала) предприятия и качество полученных результатов деятельности; 3 уровень – единичные показатели качества, составляющие качество 2-го уровня [1; 3]. На основе анализа типового ПА для оценки уровня качества деятельности ПА было выбрано семь ключевых единичных показателей (под единичными показателями будем понимать любые показатели, составляющие комплексное качество).
    Все показатели выбраны с позитивной тенденцией, т.е. чем больше единичные показатели, тем выше качество. Единичные показатели качества способностей ПА включают: профессионализм исполнителей (Кисп); профессионализм руководителей ПА (Крук); уровень надежности оборудования (Коб); уровень применяемых технологий (Ктех). Единичные показатели качества результатов деятельности ПА включают: удовлетворенность клиентов (Куд); удельный вес объема выработки, произведенный без жалоб клиентов, или иными словами – удельный вес объема «правильно» оказанных, годных услуг (Кгод); уровень рентабельности (Кр).
    Из представленных выше единичных показателей качества деятельности ПА часть так называемых расчетных, или «жестких» показателей можно четко измерить, установить их базовое значение и рассчитать степень соответствия, отражающего уровень достигнутого качества. Расчетными являются следующие три показателя, измеримые в процентах: коэффициент надежности оборудования; удельный вес объема реализованных услуг, принятых заказчиками; рентабельность. Другая часть показателей относится к так называемым мягким показателям, которые на практике трудно измерить, и в этих случаях необходимы методы экспертных оценок, позволяющие установить степень соответствия. К «мягким» экспертным показателям качества деятельности ПА относятся следующие: удовлетворенность клиентов, профессионализм исполнителей и руководителей, уровень технологий. Такие показатели возможно измерить в баллах от 0 до 10, означающих: 10 баллов – наивысшее качество (соответствие); 0 баллов – отсутствие качества (соответствия). Рассматриваемые параметры оценки будут касаться как дилерских центров, так и мультибрендовых станций, которые производят практически весь спектр работ по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, а также узкоспециализированных сервисов.
    В соответствии с квалиметрическими подходами [2] для получения комплексного показателя качества деятельности ПА на основе линейной свертки единичных показателей необходимо: во-первых, приведение всех показателей к одинаковой размерности путем перевода (на основе установленных правил) показателей, измеряемых в других единицах, например часах, килограммах, рублях и прочих, в баллы; во-вторых, всем единичным показателям следует присвоить удельные веса, т.к. каждый показатель имеет различную значимость.

    Список использованной литературы

    1. Бабарин М.С., Демиденко Д.С., Леонова Т.И. Экономическая модель оптимизации качества // Стандарты и качество. 2013. № 7 (925). С. 66–72.
    2. Виноградов Л.В., Бурылов В.С., Семенов В.П. Экономико-математические методы в управлении качеством: монография. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011. 300 с.
    3. Окрепилов В.В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011. 500 с.
    4. Орлов А.И. Эконометрика. М.: Экзамен, 2002. 200 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2