Моделирование состояния региональной финансовой системы, экономических и социальных процессов регионального хозяйства в целях повышения значимости создаваемых моделей, их близости и сходства с реальными процессами регионального хозяйства должно включать проверку её разработчиками соответствия собранной и систематизированной информации. Такая информация включает сведения о сложившихся и планируемых уровнях взаимодействия федеральной и региональной финансовых систем, трансформации денежных отношений и организации движения денежных средств региональных хозяйствующих субъектов, норм и правил. Эти требования устанавливаются институтами финансовой системы региона и предъявляются к избираемым методам и формам создаваемых моделей состояния финансовой системы субъекта федерации.
Разработка практического варианта модели устойчивости финансовой системы, модели экономического и социального состояния функционирующего и развивающегося в перспективном периоде времени регионального хозяйства должна учитывать различные варианты трансформации устойчивости финансовой системы. Это, в первую очередь, связано с анализом потенциальных возможностей финансовых институтов и организаций обеспечивать регион достаточными средствами в условиях инновационных и экономических изменений состояния внешней нестабильной среды современного финансового рынка [1]. Формирование вариантов модели устойчивого развития финансовой системы для выбора из них наиболее приемлемого для практического использования связано не только с кибернетическим принципом внешнего дополнения системы, соблюдение которого должно предусматривать возможные отклонения в планируемом периоде финансовых и экономических результатов функционирующей системы, но и с низкой вероятностью достижения, например, планируемого уровня устойчивости финансовой системы, эффективности функционирования региональной социально-экономической системы.
В технологии поэтапного моделирования устойчивого функционирования региональной финансовой системы с целью сохранения или повышения планируемых темпов экономического роста региона должна учитываться и обеспечиваться адекватность избранного варианта создаваемой модели состояния финансовой системы. Очевидно, что формируемая модель должна учитывать эффективность используемых ресурсов, соответственно реальной финансовой устойчивости, а также экономическую результативность деятельности регионального хозяйства. При этом создание адекватной модели устойчивости финансовой системы, результативности протекания экономических и финансовых процессов региона должно сопровождаться учётом влияния таких факторов внешней среды, как нормативно-правовые, политические, экономические, инновационные и социальные.
Изменение социального состояния внешней и внутренней сред, например, может существенно повлиять на выбор варианта модели устойчивости финансовой системы, адекватной социальным изменениям макро- и микросред, что, в свою очередь, потребует изменения действий, предпринимаемых мер, норм и правил в институциональной и организационной структурах региональной финансовой системы, определяющих возможные изменения для территориальных финансовых организаций в области денежного обращения.
Завершающим этапом технологии конструирования модели устойчивости региональной финансовой системы, соблюдения планируемых темпов роста экономических результатов, эффективности использования ресурсного потенциала является окончательный выбор варианта модели её устойчивости с позиции соблюдения принципов внешних дополнений, разнообразия и эмерджентности сложной системы, учитываемых ограничений в области денежного обращения территориальных финансовых организаций, изменённых норм и правил институциональной и организационной структур региональной финансовой системы.
В реальных условиях влияния внешних и внутренних факторов на устойчивость финансовой системы, эффективность деятельности регионального хозяйства процесс моделирования в виде осуществляемого комплекса организационно-экономических мер и действий по достижению планируемых параметров финансовой и социально-экономической системы может быть на высоком уровне адаптирован к изменениям состояния макро- и микросред в конкретный период времени. Поэтому адаптация создаваемой модели устойчивости финансовой системы, достижения планируемого экономического результата и эффективности регионального производства, её постоянная корректировка посредством приведения в соответствие с устанавливаемыми общенациональными нормами и правилами функционирующих финансовых институтов и организаций непосредственно связана как с методами и способами поэтапного моделирования устойчивости финансового и экономического развития региона, так и с изменением условий реального функционирования финансовой и социально-экономической системы региона [4].
Следует отметить, что каждый из этапов моделирования региональной финансовой и социально-экономической системы в своей технологической последовательности выполнения является значимым и определяющим единство общего процесса моделирования. В то же время исходя из доминирования и степени ранжированности изложенных этапов, на наш взгляд, следует выделить такой этап, определяющий существенное приближение создаваемой модели финансовой системы, достижение планируемого экономического роста региональной социально-экономической системы к реальному объекту моделирования, как выбор метода моделирования. Высокий ранг данного этапа моделирования устойчивости финансовой системы, экономического роста регионального хозяйства обеспечивается практическим уровнем и значимостью выполняемого комплекса организационно-экономических мер и действий по выбору из состава располагаемых методов метода наиболее объективно определяющего состояние региональной финансовой и социально-экономической системы создаваемой модели.