ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Регламентация учета расходов на предприятиях– участниках внешнеэкономической деятельности в современных условиях

REGULATION OF COST CONTROL AT COMPANIES PARTICIPATING IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY UNDER MODERN CONDITIONS



Ю.В. Кузминых
Yu.V. Kuzminykh
july_lta@rambler.ru
профессор кафедры международных экономических отношений СПб им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор экономических наук, доцент
professor, the Department of International Economic Relations, V.B. Bobkov St. Petersburg Branch of Russian Customs Academy, Doctor of Economics, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • учет расходов
  • предприятия–участники внешнеэкономической деятельности
  • положения по бухгалтерскому учету
  • международные стандарты финансовой отчетности
  • SWOT-анализ
  • Keywords:

  • cost control
  • companies-participants of foreign economic activity
  • accounting regulations
  • international standards of financial statements
  • SWOT-analysis
  • Статья посвящена вопросам формирования и ведения финансовой отчетности предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности. В статье произведена сравнительная оценка основных аспектов признания и раскрытия информации о расходах согласно российским стандартам бухгалтерского учета и международным стандартам финансовой отчетности. Проанализирована целесообразность составления финансовой отчетности предприятиями–участниками внешнеэкономической деятельности по международным стандартам на добровольной основе.

    The research is devoted to making and keeping financial reports of companies participating in foreign economic activity. We carry out comparative assessment of the main aspects of acknowledging and revealing cost information according to Russian accounting standards and international standards of financial statements. We analyze the expediency for the companies participating in foreign economic activity to voluntarily make financial statements in accordance with international standards.

    Обзор статьи

    Российские предприятия–участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в обязательном порядке осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с действующим Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2], федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета . В настоящее время функцию национальных стандартов выполняют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
    Бухгалтерская (финансовая) отчетность российских предприятий–участников ВЭД должна, с одной стороны, отвечать требованиям нормативно-правовых актов, принятых в Российской Федерации, с другой стороны, быть информативной и представлять интерес для реальных и потенциальных иностранных партнеров. Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) и приложения к ним, составленные по национальным правилам учета, будут непонятны зарубежным контрагентам российских хозяйствующих субъектов – инвесторам, кредиторам, поставщикам и подрядчикам, покупателям и заказчикам. Сформировать информационную среду для пользователей бухгалтерской отчетности не только внутри страны, но и за рубежом, можно только при условии использования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
    Частично российские предприятия-участники ВЭД подпадают под действие Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [3] и обязаны наряду с составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с действующим Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» также формировать консолидированную финансовую отчетность согласно МСФО. Консолидированную отчетность должны составлять следующие категории организаций, перечень которых с момента вступления указанного закона в действие постоянно расширяется:
    1) кредитные организации;
    2) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
    3) негосударственные пенсионные фонды;
    4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
    5) клиринговые организации;
    6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
    7) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
    8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список [3].
    Положения Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» применяются предприятиями-участниками ВЭД также при формировании, представлении и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности, если они не взаимосвязаны между собой и не рассматриваются как единое хозяйственное образование (группа), но относятся к перечисленным выше категориям. В этом случае в наименовании такой отчетности слово «консолидированная» не используется.
    В условиях, когда МСФО активно распространяются в мире, их использование в учетной деятельности российскими предприятиями-участниками ВЭД и наличие навыков формирования и анализа финансовой отчетности согласно международным стандартам обеспечат полноценное и объективное изучение ими отчетных данных потенциальных иностранных контрагентов на предварительном этапе заключения экспортно-импортных сделок и заключения договоров по другим внешнеэкономическим операциям. На современном этапе развития экономики МСФО обязательны или разрешены к применению более чем в 130 странах мира [6]. В странах Европейского Союза составление отчетности в соответствии с МСФО обязательно для компаний, ценные бумаги которых обращаются на бирже.
    Необходимо отметить, что отчетность, составленная согласно МСФО, может быть использована в качестве информационной базы и для принятия внутренних управленческих решений, так как правила МСФО лучше отражают экономическую сущность фактов хозяйственной деятельности. Международные стандарты могут быть использованы при ведении управленческого учета, который является учетно-аналитической базой контроллинга как наиболее современного подхода организации бизнеса предприятиями-участниками ВЭД.
    Таким образом, несмотря на то, что в действующем российском законодательстве нет прямого требования по формированию индивидуальной отчетности согласно МСФО для всех организаций, в современных условиях является целесообразным их добровольное, инициативное применение российскими предприятиями-участниками ВЭД для составления финансовой отчетности.
    Важнейшим и обязательным объектом бухгалтерского учета и элементом финансовой отчетности являются расходы организации в целом и их основная составляющая – расходы по обычным видам деятельности (в экономической литературе их также называют затратами). Обоснованная оценка величины затрат является основой для принятия множества текущих и перспективных управленческих решений.

    Список использованной литературы

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10900200/37/#block_20025#ixzz3rTVg0r9z (дата обращения: 25.11.2015).
    2. Федеральный закон РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70103036/ (дата обращения: 20.11.2015).
    3. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (с изм. и доп.) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12177506/ (дата обращения: 20.11.2015).
    4. Концептуальные основы финансовой отчетности // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=21923 (дата обращения: 25.11.2015).
    5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99», утв. Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н (с изм. и доп.) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12115838/#ixzz393QdVsbU (дата обращения: 25.11.2015).
    6. Саксена Т.М., Куприкова Е. Пять лет на пути конвергенции: опыт Индии в переходе на МСФО // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2014. № 8. С. 86–91. URL: finotchet.ru/article.html?id=589 (дата обращения: 25.11.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2