В последнее время большое внимание уделяется профессиональным стандартам, в которых дается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты применяются, в частности, при организации обучения и аттестации персонала, что, в свою очередь, становится определяющим моментом в управлении карьерой.
Быстрая смена технологий ведения предпринимательской деятельности, возрастание роли интеллектуального капитала, заинтересованность руководства в управлении карьерой персонала приводит к необходимости организации непрерывного процесса обучения на местах, то есть внутри компании. Минимизация затрат на обучение, сохранение корпоративных ценностей и уровней компетенций заставляет руководящий состав задуматься о возможности управления карьерой через различные мероприятия по профессионально-должностному продвижению управленческих кадров [3].
Корпоративное обучение становится основным фактором мотивации персонала в управлении карьерой [3]. Основная цель корпоративного обучения состоит в том, чтобы обобщить знания, умения и навыки (компетенции), накопленные компанией, и одновременно сформировать единую систему ценностей и корпоративную культуру, ориентировать работу сотрудников на интересы компании, научить работать в команде и нацелить на результат (сотрудники берутся за решение сложных задач, проявляют настойчивость, несут ответственность за результат, как положительный, так и отрицательный). На первое место выходят корпоративные компетенции.
Для достижения цели бизнеса каждому работнику необходимы особые знания, навыки, деловые и личностные качества – набор компетенций. Данный набор подразумевает, во-первых, наличие профессиональных компетенций (владение специальными навыками и знаниями по полученной профессии в системе академического образования), во-вторых, способность сотрудника развиваться и совершенствоваться (быстро осваивать и применять на практике новые знания и навыки), в-третьих, быть готовым делиться накопленными знаниями и опытом (для повышения эффективности работы и достижения компанией намеченных целей). Обладая ими, сотрудники организации успешно и четко справляются с решением профессиональных задач, что позволяет компании двигаться вперед и развиваться.
Организация персонализированной системы развития профессиональной компетентности приводит к использованию такого инструмента, как корпоративный университет.
Большинство руководителей понимают, что управленческие кадры – богатейший ресурс. Определять свои нужды в кадровом потенциале на рынке и принимать решение о необходимых трансформациях кадров – основное направление деятельности топ-менеджеров. Развивать этот ресурс, управлять карьерой можно различными способами. Один из них – организация целостной системы обучения. Корпоративный университет – это прежде всего правильно продуманная система обучения управленческих кадров, которая предполагает и традиционные формы бизнес-образования, и бизнес-тренинги, средне- и краткосрочные программы повышения квалификации, программы личностного роста работника, работу с кейсами, обучение управленческим технологиям.
Физически корпоративный университет организовывается в виде центра, где будут проходить соответствующие мероприятия по обучению сотрудников. Организация самого процесса обучения может осуществляться в различных формах: очная, дистанционная, смешанная, виртуальное сообщество.
Планирование карьеры является главной и неотъемлемой частью управления фирмой или предприятием. Корпоративный университет представляет собой форму обучения персонала организации, при которой обучение происходит «на местах». Обучение в корпоративном университете имеет практическую, целевую направленность, организуется силами самой компании, что в полной мере соответствует ее целям стратегического развития в области управления карьерой управленческих кадров [1].
Корпоративный университет предполагает, что в организации будут созданы корпоративные программы обучения, которые реализовываются в прямой взаимосвязи с задачами стратегического развития компании.
Корпоративный университет подразумевает участие ведущего специалиста в области управления карьерой в обучении управленческих кадров, а для рядовых сотрудников создание условий для самообучения.
При развертывании корпоративной программы учитываются ресурсы компании для организации такого вида деятельности, динамика развития управленческих кадров, их темпы развития [1].
Данные программы не должны идти в разрез с интересами компании на рынке, интересами различных структурных подразделений компании и интересами самих сотрудников компании.
Если корпоративные программы решают вопросы создания в организации единого образовательного информационного пространства, то такие программы должны позволить решать профессиональные задачи в команде, дать возможность согласовывать множество интересов компании и повышать качество взаимодействия различных уровней управления в организации.
Стратегия бизнеса должна быть тесно связана со стратегией обучения для определения конкретных знаний, умений и навыков, которые пригодятся работнику для достижения целей и решения задач бизнеса компании.
Корпоративный университет создается для повышения компетентности управленческих кадров за счет непрерывного образования, для обмена теоретическими и практическими знаниями в процессе обучения, для четкого определения руководством компании списка ключевых специалистов, для того чтобы нацелить сотрудников компании на улучшение результата, на выдвижение инициатив и внедрение инноваций и осуществлять поддержку инициативных предложений коллег [2].