ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Специфика системы управления предприятиями сферы услуг

SPECIFIC CHARACTER OF MANAGEMENT SYSTEM OF SERVICE SPHERE COMPANIES



Э.К. Какосьян
П.А. Белорусцева
E.K. Kakosyan
P.A. Belorustseva
evakoks@mail.ru
bpa@mmg-spb.ru
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук, доцент
ассистент кафедры продюсерства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
senior lecturer at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics, associate professor
assistant lecture at the Department of Producing of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • система управления предприятиями сферы услуг
  • внешние факторы воздействия на предприятия сферы услуг
  • специфика управления в сфере услуг
  • принципы управления
  • Keywords:

  • system of managing service companies
  • external factors of influence on service sphere companies
  • specific character of management in service sphere
  • principles of management
  • Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования менеджмент организации сталкивается с рядом трудностей в процессе управления предприятиями сферы услуг, вызванных спецификой данной отрасли.
    Статья разделена на три логически завершенные части. Первая часть посвящена рассмотрению особенностей сферы услуг и их влиянию на образование, функционирование и развитие предприятий сферы услуг. Во второй части проводится анализ специфики системы управления предприятиями сферы услуг. В третьей части представлен разработанный автором алгоритм действий, позволяющий повысить эффективность функционирования системы управления предприятиями сферы услуг.
    В процессе написания статьи применялись современные общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, системный подход, метод сравнений.
    В качестве выводов были сформулированы основные принципы, необходимые для успешного функционирования и развития предприятий сферы услуг в современных условиях. Вкладом автора в развитие темы является разработанный алгоритм действий, позволяющий повысить эффективность функционирования системы управления предприятиями сферы услуг.

    The relevance of the topic is determined by the fact that under modern economic conditions when managing service sphere enterprises the company administration is faced with a range of problems specific for the sphere in question.
    The article is divided into three logically completed parts. The first one is dedicated to specific characteristics of the service sphere and their influence on forming, functioning and developing of service companies. The second part contains the analysis of the system of managing service companies. The third one offers our own algorithm aimed at increasing the efficiency of the system of managing service companies.
    When making the research such methods as analysis and synthesis, system approach and comparison method were used.
    To conclude the research we offer the main principles essential for successful performance and development of service companies under modern conditions. Our own contribution consists in designing the algorithm of actions to increase the efficiency of the system of managing service companies.

    Обзор статьи

    Основная тенденция развития современного общества характеризуется переходом от индустриальной и сырьевой экономики к экономике сферы услуг, базирующейся на информационно-коммуника-ционных технологиях. Наблюдается постоянное возрастание значения, роли и вклада сферы услуг в развитие национальных экономик разных стран. Так, в ряде передовых стран, таких как Германия, Япония, США, Великобритания, процент доли сферы услуг в национальном продукте составляет от 65 до 70%, процент населения, занятого в сфере услуг, достигает 80%, что, в свою очередь, безусловно, подтверждает тот факт, что сектор услуг является одним из приоритетных в современном общественном развитии.
    В последние десять лет наблюдается активное внедрение различных видов услуг во все отрасли национальной экономики, во все сферы и виды деятельности. Отметим, что многие промышленные, строительные, торговые и другие предприятия уже предоставляют или начинают предоставлять различные виды услуг. Данная тенденция обусловлена положительным влиянием функционирования сферы услуг на различные секторы общественного производства.
    Таким образом, сегодня сфера услуг представляет собой широко разветвленный многоотраслевой, многовидовой, весьма специфический сектор национального хозяйства страны, включающий множество организаций (предприятий, фирм, компаний, учреждений), как узкоспециализированных, так и многопрофильных, причем разных размеров, структурных форм и масштабов деятельности [2].
    Формирование, существование, функционирование и развитие различных организаций в сфере услуг как социально-экономических систем подвержено воздействию ряда общих закономерностей: соотношения целого и его частей; единства формы и содержания; внутренней совместимости и взаимодействия элементов системы; иерархичности внутри системы и между подсистемами. В то же время организации сферы услуг обладают следующими современными свойствами: изменчивость отдельных параметров деятельности и вариабельность рыночного и социального поведения; способность адаптироваться к изменяющимся условиям; способность противостоять разрушающим воздействиям; наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами; уникальность выживания в сложных ситуациях за счет гибкого реагирования на возрастающие потребности общества и изменчивый спрос потребителей, сокращение жизненных циклов товаров и услуг [2].

    Список использованной литературы

    1. Куликов Ю.А. Инструменты управления организациями сферы услуг // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6.
    2. Маннапов Р.Г., Берешева Л.А. Управление человеческими ресурсами в организациях сферы услуг: научные основы формирования и развития: монография / под ред. Р.Г. Маннапова. М.: МАКС Пресс, 2011. 176 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2