ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретические аспекты определения ресурсного и кадрового потенциалов организации

THEORETICAL ASPECTS OF ASSESSING RESOURCE AND PERSONNEL POTENTIAL OF ORGANIZATION



А.О. Угрехелидзе
A.O. Ugrekhelidze
lady.ugrehelidze2010@yandex.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • организация
  • рынок
  • ресурсы
  • кадровый потенциал
  • ресурсный потенциал
  • конкурентные преимущества организации
  • Keywords:

  • organization
  • market
  • resources
  • personnel potential
  • resource potential
  • competitive advantages
  • Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью удержания и закрепления конкурентных позиций в условиях повышенной конкуренции среди организаций сферы услуг, что невозможно без четкого понимания структуры ресурсного потенциала.
    В статье проводится предварительный анализ научной литературы, в которой рассматриваются теоретические положения, характеризующие сущность и состав ресурсного потенциала, а также подробно исследуется сущность кадрового потенциала организаций.
    Вклад автора состоит в глубоком анализе и детальном изучении различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов, а также в обосновании таких составляющих ресурсного потенциала, которые наиболее полно характеризуют сущность ресурсного и кадрового потенциалов.

    The relevance of the topic is determined by the need to maintain competitive position under intense competition in the service sector which is impossible without clear understanding of the structure of the resource potential.
    We carry out preliminary analysis of scientific literature looking at theoretical aspects characterizing the essence and the contents of the resource potential and studying in detail the personnel potential.
    Our personal contribution consists in analyzing and carefully studying various points of view of Russian and foreign scientists concerning such components of the resource potential that give a more profound characteristic of resource and personnel potential.

    Обзор статьи

    Одной из основных целей хозяйствующего субъекта в современных условиях становится удержание и закрепление конкурентных позиций в своем рыночном сегменте. Достижение данной цели возможно в том случае, когда организация обладает конкурентными преимуществами, основой которых являются возможности компании организовать наиболее эффективно, по сравнению с конкурирующими фирмами, функционирование всех своих составляющих. Для этого необходимо владеть полной информацией, как об изменениях внешней среды, так и о ресурсном потенциале собственной компании. Руководство организации, обладая данной информацией, сможет объективно оценить ситуацию и сопоставить свои возможности с потребностями и принять экономически обоснованные решения по использованию ресурсного потенциала. Необходимо помнить, что ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта зависит как от внешних условий, в которых протекает его деятельность, так и от внутренних, которые также подвержены постоянным изменениям.
    Сам термин «ресурсный потенциал» в научных исследованиях используется в основном в отношении субъектов РФ, крупных экономических районов, страны в целом. Но, поскольку одними из главных составляющих ресурсного потенциала этих субъектов являются хозяйствующие субъекты, которые обеспечивают производство товаров и услуг, возможно также применение данного термина в отношении организаций сферы услуг.
    Анализ научных трудов и публикаций последних лет, посвященных исследованию ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, показал, что не существует однозначного определения данного термина, так как различные исследователи присваивают ему довольно разные характеристики и описывают различные составляющие. Исследованию видов потенциала посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Г.Л. Азоева, Г.В. Бережнов, Е.Н. Кучерова, Л.Г. Окорокова, Е.Н. Скляр, С.Ю. Стексова, А.Г. Фонотов, Э. Котляр, Б.З. Мильнер, М. Портер, А. Дж. Стикленд и др. Однако, несмотря на большое количество различных исследований в данной области, определение ресурсного потенциала организаций сферы услуг требует дополнительного исследования.
    Рассмотрим различные определения термина «ресурсный потенциал предприятия», которые наиболее часто можно встретить в научной литературе.
    Л.Г. Окорокова в своем научном труде определяет ресурсный потенциал как совокупность используемых первичных ресурсов и способов их соединения, которые необходимы для создания новых видов ресурсов или для увеличения их стоимости. Так, данный автор считает, что ресурсный потенциал предприятия представляет собой одну из объективных характеристик общественного производства, в которой проявляется совокупность не только потенциальных возможностей ресурсов, но и способность предприятия осуществлять весь производственный цикл, а именно распределение ресурсов, воспроизводство товаров и услуг и способность приносить доходы [5. С. 136].
    М.В. Мельник и Е.Б. Герасимова считают, что «ресурсный потенциал – это совокупность ресурсов организации (трудовых и производственных), обеспечивающих непрерывность и эффективность ее деятельности» [4. С. 86].
    По мнению А.Н. Ковалева, совокупность трудовых, природных и материальных затрат является основой ресурсного потенциала, который определяется количеством, качеством и внутренней структурой каждого ресурса. В то же время, он уточняет, что это не только сложившаяся система имеющихся у организации ресурсов, но и альтернативные ресурсы и их источники, т.е. новые виды ресурсов, которые ранее не существовали или не использовались, но возможность их использования научно обоснована и в рассматриваемом периоде предусмотрено их получение [1. С. 36].

    Список использованной литературы

    1. Ковалев А.Н. Ресурсный потенциал торговых организаций и эффективность его использования. М., 2003. 191 с.
    2. Кучерова Е.Н. Теоретические основы разработки механизма устойчивого развития предприятия // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов. Вып. 6 / под общ. ред. С.С. Чернова. В 3-х кн. Кн. 2. Новосибирск: ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2009. 336 с.
    3. Латышова Л.С., Пантелеева Е.К. Влияние внутреннего маркетинга на результативность бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. № 1. 79 с.
    4. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. 192 с.
    5. Окорокова Л.Г. Методология и принципы эффективного использования и формирования ресурсного потенциала промышленных предприятий: дис. … докт. экон. наук. СПб., 2002. 340 с.
    6. Феклистов И.Ф. Инновации в управлении качеством ресурсов сферы услуг. СПб.: Политехника-сервис, 2010. 593 с.
    7. Шатрова А.П. Алгоритм внедрения методики оценки ресурсного потенциала предприятия сферы услуг // Проблемы современной экономики. 2009. № 3. 393 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2