|
|
|
|
старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет»
|
a senior lecturer of the Department of Physical Education at Moscow State University of Mechanical Engineering
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
автомобилестроение
мировой опыт
бенчмаркинг
реинжиниринг бизнес-процессов
принципы эффективного бенчмаркетинга
|
Keywords:
automotive industry
worldwide experience
benchmarking
business process reengineering
principles of effective benchmarking
|
Автомобилестроение является важной отраслью российской экономики, которая объединяет градообразующие предприятия и обеспечивает потребности отечественного потребителя. Однако проведенный анализ эффективности деятельности российских автомобилепроизводителей выявил, что, несмотря на положительную динамику, наблюдается существенное отставание от мировых лидеров, что обусловливает необходимость реинжиниринга бизнес-процессов, который должен учитывать успешный мировой опыт.
В статье проанализировано текущее состояние автомобилестроения в России и выявлены основные проблемы, сформулированы рекомендации по проведению бенчмаркинга и внедрению их на практике, разработана процедура реинжиниринга бизнес-процессов автомобилестроительного предприятия с учетом наилучшего мирового опыта, предложено внедрение системы постоянных усовершенствований.
При написании статьи использовались такие методы научного исследования, как метод Дельфи, анализ и синтез, теоретические и эмпирические обобщения, метод научной дедукции.
Автором предложен концептуально новый подход к реинжинирингу бизнес-процессов в автомобилестроении, проводимому с целью повышения эффективности деятельности предприятия путем внедрения инновационных методов и адаптации наилучшего мирового опыта к особенностям российской производственной практики, который развивает методологию управления бизнес-процессами в промышленности.
|
The automotive industry is an important sector of the Russian economy that integrates city-forming enterprises and meets domestic consumer needs. However, at the background of certain positive trend the analysis of Russian automotive manufacturers’ efficiency has revealed a significant lagging behind world leaders that requires business processes reengineering, which should take into account successful worldwide experience.
In this article the current state of Russian automotive industry is analyzed and the main challenges are identified, recommendations on benchmarking and practical implementation of their results are formulated, the procedure of business process reengineering of automotive enterprises with account to best worldwide experience is proposed, the introduction of the permanent improvement system is offered.
To write this article the author has used such scientific investigation methods as Delphi technique, analysis and synthesis, theoretical and empirical generalizations, scientific deduction.
In general, the author has offered conceptually new approach to business process reengineering in automotive industry being conducted in order to improve the company efficiency by introducing innovative methods and adapting the best global experience to specifics of Russian manufacturing practice, which develops a methodology of business processes management in the industry.
|
|
|
Обзор статьи
В настоящее время приоритетными направлениями государственной полити-ки являются наукоёмкие отрасли, произ-водящие продукцию с высокой добавлен-ной стоимостью. Особое значение в оте-чественной экономике играет автомоби-лестроение, которое не только формирует технологический престиж страны, но и обеспечивает 0,78% ВВП и трудоустраи-вает 0,6% экономически активного насе-ления.
В последние годы в автомобилестрое-нии отметился некоторый подъем. Так, в 2013 году на фоне общего ухудшения ин-вестиционного климата в стране и сниже-ния инвестиций в основной капитал, в машины, оборудование и транспортные средства автомобилестроение стало одной из подотраслей машиностроительного комплекса, в которой был отмечен рост. В то же время стоит отметить, что, несмотря на определенные положительные тенден-ции, темпы роста отрасли остаются не-удовлетворительно низкими, что связано со следующими проблемами [3; 4]:
1. Низкое качество выпускаемой про-дукции, высокие издержки производства и, как следствие, низкие инвестиции в основные фонды.
2. Высокий моральный и физический износ оборудования. Около 20% исполь-зуемого на предприятиях оборудования отвечает требованиям международных стандартов.
3. Отсутствие политики стимулирова-ния НИОКР. Несмотря на постепенное увеличение затрат на технологические ин-новации автомобилестроительных пред-приятий, процент выпуска инновационной продукции крайне низок (в 2013 году доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных составила 10,7%).
4. Низкий уровень инвестиционной привлекательности российских предприя-тий.
5. Высокий уровень импортозамеще-ния, низкая конкурентоспособность оте-чественной продукции на внутреннем рынке.
6. Недостаток высококвалифициро-ванного персонала и низкая производи-тельность труда.
Таким образом, для устойчивого рос-та автомобилестроительному сектору не-обходима активизация инвестиционных процессов, а также разработка новых про-грамм и инструментов повышения эффек-тивности их деятельности, основанных на адаптированном внедрении наилучших мировых практик.
Сегодня у отечественных предприя-тий существуют благоприятные возмож-ности для изучения успешного опыта ми-ровых лидеров, на основе которого с уче-том российской специфики можно постро-ить новую модель управления предприя-тием, которая позволит выйти на предмет-но новый уровень путем применения ме-тодов инновационной экономики [1; 2].
Одним из современных инструментов исследования результатов деятельности субъектов рыночной экономики во всех сферах деловой активности является бен-чмаркинг, который представляет собой процесс анализа особенностей организа-ции различных бизнес-процессов на кон-курирующих предприятиях, направлен-ный на выявление наилучших доступных практик для их дальнейшего внедрения с целью повышения эффективности отдель-ных бизнес-процессов и деятельности предприятия в целом. В настоящее время выделяется четыре вида бенчмаркинга, различающихся в зависимости от выбран-ного подхода к определению объекта изу-чения и методов сопоставления: конку-рентный, функциональный, внутренний и общий.
|
Список использованной литературы
1. Дли М.И., Какатунова Т.В., Лит-винчук Ю.Я. Процедура организации ре-гионального инновационного процесса // Вестник Российской академии естествен-ных наук (Санкт-Петербург). 2009. № 3. С. 37–39.
2. Дли М.И., Какатунова Т.В. Трех-уровневая нечеткая когнитивная модель для анализа процессов инновационного развития региона // Прикладная информа-тика. 2013. № 1. С. 5–10.
3. Платко А.Ю., Красс М.С., Статни-ков Р.Б. Направления стратегического раз-вития предприятий автомобильной отрас-ли и механизмы поиска оптимальных про-ектных решений // Автомобильная про-мышленность. 2012. № 9. С. 1–4.
4. Платко А.Ю., Лыков Д.А. Анализ текущего положения автомобильной про-мышленности и перспективы ее иннова-ционного развития // Автомобильная про-мышленность. 2012. № 1. С. 1–4.
5. Садовникова Ю.Ю. Адаптация за-рубежного опыта государственного регу-лирования автомобильной промышленно-сти // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 145–147
6. Черемнов А.Е. Бенчмаркинг в Рос-сии: исторические предпосылки и совре-менность // Вестник ВЭГУ. 2010. № 6. С. 111–115.
|