ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Опыт реализации государственно-частного партнерства в странах Запада

EXPERIENCE OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN WESTERN COUNTRIES



А.Э. Канамготов
A.E. Kanamgotov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Management and Planning of Social and Economic Processes named after Yu. Lavrikov of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • частно-государственное партнерство
  • концессия
  • аренда
  • страны Запада
  • Keywords:

  • state-private partnership
  • concession
  • rent
  • Western countries
  • Актуальность исследования определяется сложившимися предпосылками применения зарубежного опыта в процессе использования механизмов государственно-частного партнерства в нашей стране. При этом за основу берется опыт только одного государства без адаптации к отечественным условиям хозяйствования.
    Работа базируется на утвержденных правовых документах. В статье приводятся основные положения, формирующие системное представление об участниках, условиях, сроках и способах взаимодействия сторон. Проведенное исследование основывается на таких методах, как анализ и синтез, системный подход.
    Полученные по итогам исследования результаты ориентированы на возможность использования опыта стран Запада в процессе формирования отечественной практики реализации механизмов государственно-частного партнерства.
    Автором обоснована необходимость активизации государством мер в области развития государственно-частного партнерства в России.

    The relevance of the research is determined by the prerequisites of applying foreign experience in mechanisms of state-private partnership in our country. Meanwhile the process in question is based solely on the experience of one country without adapting it to Russian economic conditions.
    The study is based on approved legal documents. We look at basic regulations forming a system idea of participants, conditions, terms and ways of interaction of the parties involved. The research is based on such methods as analysis and synthesis as well as system approach.
    The results obtained in the study are aimed at applying the experience of Western countries when developing the domestic practice of state-private partnership.
    We prove the need for the government to boost measures targeted at developing state-private partnership in Russia.

    Обзор статьи

    Отсутствие единого закона, закрепляющего основные положения развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации, приводит к необходимости стихийного формирования понятийного аппарата в данной области. В результате складывается множество различных подходов к определению одного и того же процесса. Такое положение не только затрудняет понимание процессов, происходящих в отрасли, но и не позволяет проводить научные исследования в данной сфере. Кроме того, становится затруднительным выделить перспективные формы и механизмы использования государственно-частного партнерства.
    Отметим в этой связи, что сложившийся зарубежный опыт свидетельствует о перспективности использования механизма государственно-частного партнерства в инфраструктурных социально значимых проектах. Прежде всего, исследование зарубежного опыта необходимо в связи с тем, что отечественные ученые базируются на западных моделях государственно-частного партнерства. В связи с необходимостью учета национальных особенностей отраслевого развития при налаживании взаимодействия государства и бизнеса следует уделять особое внимание уже сложившемуся опыту использования механизма государственно-частного партнерства в нашей стране.
    Так, например, в Европе широкое распространение получила такая форма государственно-частного партнерства, как аренда [1]. Выбор именно этой формы европейским сообществом обосновывается следующими основными условиями: договоры имеют необходимую правовую базу; характеризуются средней степенью рискованности; заключаются на длительный период; имеют двухсторонний характер: с одной стороны – государство, регион или муниципалитет, с другой, – частное юридическое лицо; частное лицо получает право использовать государственное / муниципальное имущество, обслуживать его, осуществляет сбор платежей за предоставляемые услуги, получает доход, осуществляет выплаты за пользование активами; государство/муниципалитет несет ответственность за финансирование проекта; риски и ответственность перекладываются на частное лицо.
    При этом следует отметить, что понятие частно-государственного партнерства было закреплено в 2004 году в Законе «О государственных заказах и концессиях» [1]. Согласно Закону [1], частно-госу-дарственное партнерство определяется как форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом с целью обеспечения финансирования, строительства, реконструкции и управления / обслуживания инфраструктуры или оказания услуг. При этом следует отметить, что в данном определении приоритет отдается именно частному партнеру. Кроме того, основной упор делается на финансирование и управление объектами инфраструктуры сферы услуг. В более позднем документе – Законе «О частно-государствен-ном партнерстве и концессиях» от 26 октября 2006 года уточнен лишь период сотрудничества, который должен быть долгосрочным. Развитие инфраструктуры заменено решением общественных задач.

    Список использованной литературы

    1. Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред. А.А. Зверева. М., 2009.
    2. Инновационные центры на базе государственно-частного партнерства: опыт Германии // Министерство экономического развития. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www. ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analytical_materials/innovation_centers_based/ (дата обращения: 03.04.2014)
    3. Infrastructure Australia (Инфраструктура Австралии): [сайт]. URL: http:// www.infrastructureaustralia.gov.au/public_ private_partnership_

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2