ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методика оценки факторов лояльности персонала в организациях

METHODS OF ASSESSING FACTORS OF STAFF LOYALTY IN ORGANIZATIONS



М.Б. Перфильева
M.B. Perfilyeva
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук
professor of the Department of Sociology and Social Work of St. Petersburg University of Economics, Doctor of Sociology
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социология
  • эмпирические методы исследования
  • параметры качества трудовой жизни
  • эмпирическая модель
  • социологическое моделирование
  • лояльность персонала
  • Keywords:

  • sociology
  • empirical research methods
  • parameters of quality of working life
  • empirical model
  • social modelling
  • staff loyalty
  • Статья посвящена применению метода эмпирического исследования и социологического моделирования лояльности персонала. Актуальность статьи определяется стремлением автора применить метод моделирования к проблеме лояльности персонала. Поэтому цель статьи – на основе исследования качества трудовой жизни выявить модели лояльности. В статье обосновывается, что лояльность определяется факторами трудовой жизни и имеет как минимум три варианта, представленных автором в трех моделях.
    В статье делается ключевой вывод о том, что существует прямая корреляция между определенными комплексами социальных условий организаций и производительностью и качеством труда персонала.

    We consider applying the method of empirical research and sociological modelling of staff loyalty. The author’s intention to apply the modelling method to the problem of staff loyalty makes the research a relevant one. The article is aimed at revealing the loyalty models on the basis of studying the quality of working life. We prove that loyalty is determined by the factors of working life and has at least three variants represented in the article in three models.
    We come to the main conclusion that there is a direct correlation between certain sets of social conditions in organizations and staff performance.

    Обзор статьи

    Создание приемлемых социальных условий является основанием для роста эффективности труда. Между тем сами условия организации могут становиться факторами, мотивирующими, ориентирующими персонал заинтересованно стремиться к достижению ее целей. Это связано со спецификой качества трудовой жизни в отдельных организациях, влияющих на характер лояльности персонала. Социологическое исследование, проведенное автором в трех организациях Санкт-Петербурга, установило показатели качества трудовой жизни работников, отражающие факторы, специфическим образом влияющие на лояльность работников.
    Данные исследования качества трудовой жизни получены на основании опроса работников и анализа документов служб персонала трех организаций. Организация «А» – осуществляет финансовую деятельность (списочная численность персонала на момент начала исследования 547 человек, из них опрошено 498 – 91%). «Б» – образовательные услуги (численность – 128 человек, опрошено – 119, или 93%). «В» – производственная деятельность (численность – 1252 человек, опрошено 1114 – 89%).
    В процессе исследования изучались оценки работниками основных характеристик качества трудовой жизни в этих организациях:
    1. Квалификация, определяемая по стажу работы сотрудника по профессии и в организации, соотносимая с его должностью.
    2. Профессиональные знания и умения, которые работник приобрел, развил или, наоборот, утратил, работая в организации. В этой связи исследуется оценка работником влияния организации на изменение знаний и умений.
    3. Система оценки труда в организации (или система заработной платы, вознаграждения и наказания), рассматриваемая с точки зрения работников – насколько она удовлетворительна, справедлива и принята общественным мнением профессиональных групп.
    4. Возможности и необходимость дополнительного заработка.
    5. Условия труда.
    6. Удовлетворенность трудом, с точки зрения возможности проявления свободы, инициативы; интерес к самому процессу труда и возможность видеть его результаты.
    7. Отношение к организации, гордость за нее, отношение к ее деятельности, к ее руководству, к трудовому коллективу.
    8. Участие в принятии производственных решений – возможность внедрять выработанные работниками технические предложения, влиять на ротацию руководителей и на финансовые решения организации.
    9. Влияние работы на личную жизнь.
    В процессе анализа оценок работниками основных характеристик качества трудовой жизни были выявлены 12 показателей, каждый из которых объединял в себе группы данных, полученных в ходе исследования. В качестве основных данных использованы данные анкетирования, а также данные, полученные в ходе анализа документов служб персонала организаций.

    Список использованной литературы

    1. Гутман Л. Основы шкалограммного анализа // Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966.
    2. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М.: ИНФРА-М, 2006.
    3. Рабочая книга социолога. М., 1976.
    4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1999.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2