|
|
|
|
аспирант кафедры управления трудовыми и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
|
candidate for PhD at the Department of Management of Labour and Social Processes of St. Petersburg State University of Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
компетентность
эффективность
результативность
государственный служащий
оценка компетентности
методика оценки
оценка эффективности деятельности
|
Keywords:
competence
efficiency
effectiveness
civil servant
the assessment of competence
the methods of assessment
the assessment of performance
|
Проблемы оценки и повышения эффективности прохождения государственной службы, оценки деятельности государственных органов власти и государственных гражданских служащих в последнее время получили широкое распространение среди ученых, политиков и рядовых граждан не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
Эффективность государственной службы в значительной мере зависит от способности кадров принимать квалифицированные ответственные решения, осуществлять необходимые управленческие функции, то есть от уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. Таким образом, обусловливается потребность в тех или иных компетенциях, которые выражаются в требованиях к наличию совокупности качеств персонала в виде необходимых для конкретного труда знаний, умений, навыков и опыта. Компетентность государственного служащего – это степень его профессионального мастерства и квалификации, определяемая знаниями, опытом, навыками, отношением к работе и поведенческими особенностями человека.
|
The matters of the assessment as well as of the increase in the efficiency of public service along with the matter of evaluation of government bodies and State civil servants' performance have been the focus of scientists, politicians and ordinary citizens attention not only in Russia but also abroad lately.
The efficiency of public service substantially depends on the competence of civil servants and the ability of relevant personnel to make qualified and responsible decisions, to exercise proper administration, in other words it depends on the level of professional competence of the State civil servants. Thus one stipulates the need for one or another type of competences which manifests itself through the request for a set of qualities of relevant personnel such as knowledge, acquired habits and skills. The competence of a civil servant is the level of his or her professional skills and qualification which is determined by the knowledge, experience, practical skills, by his or her attitude towards job as well as by human behavioral characteristic.
|
|
|
Обзор статьи
Проблемы оценки и повышения эффективности прохождения государственной службы, оценки деятельности государственных органов власти и государственных гражданских служащих в последнее время получили широкое распространение среди ученых, политиков и рядовых граждан не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
На эффективность государственной гражданской службы в значительной степени влияет способность кадров принимать квалифицированные ответственные решения, способность осуществления необходимых управленческих функций. Таким образом, можно сказать, что эффективность деятельности органов власти зависит от соответствующего уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, занимающих определенные должности. Именно этой зависимостью обусловлена потребность в тех или иных компетенциях, которые выражаются в требованиях к наличию совокупности качеств персонала в виде необходимых для конкретного труда знаний, умений, навыков и опыта.
На практике процесс оценки деятельности государственных органов власти осуществляется самостоятельно работодателем. С целью проведения оценки деятельности служащих работодатель формирует специальную комиссию и обязательно включает в нее представителя кадрового подразделения органа власти. Отметим, что подобная форма оценки деятельности почти полностью основывается на формальных показателях, набор которых одинаков для всех должностей, а также на оценке степени соответствия деятельности служащего требованиям должностного регламента. Используемая форма оценки деятельности служащих не может объективизировать данный процесс, а также дать адекватную характеристику деятельности государственных служащих, оценить их личностные качества, которые являются обязательными для замещения конкретной должности государственной службы.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» рассматривает компетентность, профессионализм гражданских служащих в качестве одного из наиболее важных принципов деятельности служащих [1].
Под компетентностью государственного служащего предлагается понимать степень его профессионального мастерства и квалификации, которые непосредственно определяются имеющимися у служащего и приобретенными в процессе осуществления профессиональной деятельности знаниями, навыками, отношением к работе, поведенческими особенностями, а также мотивацией.
В рамках исследования автором были дополнены традиционные компоненты компетентности и предложена структура компетентности государственного гражданского служащего, представленная на рис. 1.
Отметим, что каждая группа компетенций включает в себя определенные качества, которые непосредственно характеризуют государственного служащего, а также его профессиональную деятельность. Также важно учитывать специфику прохождения государственной службы. Нельзя забывать и о разделении государственных служащих на две категории – работников государственного сектора и государственных служащих. Мы считаем целесообразным также рассматривать деление государственных служащих на работающих с внешними контактерами (в частности, с населением) и работающих исключительно с бумагами, занятых на определенном стационарном рабочем месте (в частности, специалисты по сбору и обработке статистических данных, разработчики документов).
|
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Лапыгин Ю.Н., Ерашова О.В. Модели компетенций государственных гражданских служащих // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2013. № 9. С. 189–208.
3. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе / пер. с англ. М: HIPPO, 2005. 384 с.
4. Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления. Казань: Центр инновационных технологий, 2009.
|