ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организационно-экономические основы и особенности развития транзитных автомобильных перевозок в Республике Беларусь

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FOUNDATIONS AND CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF TRANSIT ROAD TRANSPORTATION IN REPUBLIC OF BELARUS



В.А. Скориков
Р.Б. Ивуть
V.A. Skorikov
R.B. Ivut
skorikovv@mail.ru
eut_atf@bntu.by
магистр экономики УО «Белорусский государственный экономический университет»
зав. кафедрой экономики и логистики Белорусского национального технического университета, доктор экономических наук, профессор
Master of Economics at Belarus State University of Economics
Head of the Department of Economics and Logistics of Belarus National Technical University, Doctor of Economics, professor
г. Минск (Беларусь)
г. Минск (Беларусь)
Minsk (Belarus)
Minsk (Belarus)

Ключевые слова:

  • транзитные автомобильные перевозки
  • логистика
  • логистическая система
  • транспортно-логистический центр
  • транспортно-логистическое обслуживание
  • Keywords:

  • transit road transportation
  • logistics
  • logistics system
  • transport and logistics center
  • transportation and logistics services
  • В статье рассмотрены организационно-экономические основы развития транзитных автомобильных перевозок в Республике Беларусь и проанализировано их влияние на увеличение транзитных грузоперевозок. Намечены пути для обеспечения и наращивания транзита с сопредельными государствами и международными организациями в рамках процесса развития транзитного потенциала Республики Беларусь.
    Анализ транспортно-логистической инфраструктуры республики выявляет предпосылки для дальнейшего наращивания транзитных автомобильных перевозок через Беларусь, объективно играющую роль транзитного моста между Европой и Азией.

    We consider organizational and economic foundations of developing transit road transportation in the Republic of Belarus and analyze their influence on the increase in transit freight traffic. Guidelines to secure and increase the transit with bordering states and international organizations when developing the transit potential of Belarus are given.
    The analysis of the transport and logistics infrastructure of the republic reveals the prerequisites for further increase in transit road transportation via Belarus being a transit bridge between Europe and Asia.

    Обзор статьи

    Опыт зарубежных стран свидетельствует, что сегодня в условиях глобализации рациональное использование транзитно-транспортных возможностей страны стимулирует ускоренное развитие сопряжённых отраслей и сфер экономики. Иными словами, выбор транспортной стратегии государства, в том числе и в сфере международного транзита, во многом предопределяет эффективность социально-экономического развития Беларуси. При этом в условиях завершения реализации таких программных документов, как Стратегия и Государственная программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011–2015 гг., весьма актуальным становится формирование организационно-экономических основ дальнейшего развития транзитных автомобильных перевозок в стране, процесс которого в обобщённом виде структурно отражён на рис. 1.
    Правовая основа. Эффективность перевозочного процесса в транзитном сообщении и оптимизация использования автотранспортных средств во многом зависят от действующей нормативно-правовой базы. Сегодня в Республике Беларусь представляется необходимым ускорение процессов по совершенствованию законодательства в сфере международных перевозок и транспортной логистики, особенно в части создания отдельных законодательных актов по регулированию отношений при автомобильной транзитной перевозке грузов. Сведение всех действующих актов в сфере транспортно-логистической деятельности в отдельный нормативно-правовой документ в виде кодекса способствовало бы сокращению времени оформительских операций и повышению качества экспортных транспортных услуг.
    Целесообразно также сближение требований белорусских нормативных актов с законодательством Европейского союза в сфере транспортировки грузов. Особое внимание должно быть уделено техническим стандартам, касающимся автотранспортных средств и инфраструктуры для международного транзита.
    Инфраструктурная основа. Важным направлением повышения транзитной привлекательности Беларуси выступает реконструкция и модернизация автомобильных дорог и иной дорожной инфраструктуры, необходимой для осуществления транзита грузов по территории страны. Совершенствование инфраструктуры предполагает увеличение объёмов придорожного сервиса и включает строительство гостиниц, кафе, автозаправочных станций, станций технического обслуживания, пунктов экстренной помощи на дорогах, а также их доведение до уровня стандартов по придорожному обслуживанию, принятых на международных трассах.
    Чтобы привлечь большее количество международных автоперевозчиков, необходимо повысить уровень стандартов качества дорожного покрытия, от которых зависит конкурентоспособность дорог республики в сфере международного транзита. Улучшение качества дорог оказывает влияние на увеличение срока службы автомобилей, что, в свою очередь, способствует снижению себестоимости перевозок через уменьшение затрат на ремонт транспортных средств.
    Логистическая основа. В рамках привлечения транзитных грузопотоков, тяготеющих к терминальной обработке на территории республики, важнейшую роль играет такой инфраструктурный элемент транспортного комплекса Беларуси, как развитая транспортно-логистическая система, базовой основой которой призваны стать существующие транспортно-логистические центры (ТЛЦ), а также строящиеся современные объекты логистической инфраструктуры в местах пересечения важнейших транспортных путей, в том числе в крупных городах. Функционирование сети ТЛЦ призвано обеспечить формирование эффективных схем доставки грузов, минимизацию транспортных издержек и диверсификацию предоставляемых транспортно-логистических услуг. Всё это позволит привлечь дополнительные транзитные грузопотоки на территорию республики, ведь обработка транзитного грузопотока является одной из задач транспортно-логистических центров.

    Список использованной литературы

    1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 640 с.
    2. Булавко В.Г. Формирование показателей оценки инновационной конкурентоспособности транспортно-логистической системы. Минск: Изд-во ГИУСТ БГУ, 2013. 272 с.
    3. Булавко В.Г., Никитенко П.Г. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь. Минск: Беларуская навука, 2009. 356 с.
    4. Еловой И.А., Евсюк А.А., Ясинский В.В. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь. Гомель: Изд-во БелГУТ, 2007. 155 с.
    5. Ивуть Р.Б., Кисель Т.Р. Теория логистики. Минск: Изд-во БНТУ, 2011. 328 с.
    6. Ивуть Р.Б., Равино В.В., Бабошкина П.А. [и др.]. Организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве: колл. монография. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2012. 404 с.
    7. Курочкин Д.В. Транспортная логистика: практич. пособие. Минск: ФУАинформ, 2013. 272 с.
    8. Пелих С.А., Яковенко О.А. Роль транспортной логистики в повышении транзитной привлекательности Республики Беларусь // Новая Экономика. 2010. № 2. С. 9–13.
    9. Транспорт и логистика Республики Беларусь–2013: справочно-информационное издание / под общ. ред. Н.В. Горбеля. Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор», 2013. 152 с.
    10. Черновалов А.В. Логистика: современный практический опыт. Минск: Изд-во Гревцова, 2008. 296 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2