ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Современное состояние и прогноз развития транснациональных компаний в международном туристском бизнесе

CURRENT STATE AND FORECAST OF MULTINATIONAL COMPANIES DEVELOPMENT IN INTERNATIONAL TOURIST BUSINESS



К.Б. Костин
K.B. Kostin
kost_kos@mail.ru
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат технических наук, доцент
senior lecturer at the Department of World Economy and International Economic Relations of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Engineering, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туристский бизнес
  • динамика развития туризма
  • транснациональные корпорации
  • мировая туристско-гостиничная индустрия
  • глобальный рынок туризма
  • международные гостиничные сети
  • Keywords:

  • tourist business
  • dynamics of tourism development
  • multinational corporations
  • global travel and hospitality industry
  • global tourism market
  • international hotel chains
  • Анализируется современное состояние мирового туристско-гостиничного бизнеса. Приводятся официальные данные по динамике развития мирового туристско-гостиничного бизнеса за последние годы. Определяются факторы, влияющие на развитие соответствующих транснациональных корпораций. Рассматриваются преимущества от присоединения более мелких туристско-гостиничных предприятий к транснациональным корпорациям, действующим в сфере туристско-гостиничного бизнеса. Обсуждаются дальнейшие возможности и перспективы развития транснациональных корпораций в мировой туристско-гостиничной индустрии.

    We analyze the current state of the global travel and hospitality business. We offer the official data concerning the dynamics of global travel and hospitality industry development over the recent years. The factors influencing the development of multinational corporations are distinguished. The advantages of integrating small travel and hospitality businesses into multinational tourism and hospitality corporations are analyzed. Further opportunities and perspectives of multinational corporations in the global travel and hospitality industry are discussed.

    Обзор статьи

    Набирающие обороты процессы глобализации и транснационализации мирового хозяйства, взаимосвязей и взаимозависимостей национальных экономик находят непосредственное отражение в тенденциях развития туристско-гостиничного бизнеса. Постоянно увеличивающийся международный поток туристов постепенно трансформирует туристскую индустрию в одну из главных движущих сил социально-экономического прогресса: растут показатели рентабельности, создаются новые рабочие места и туристские предприятия, развивается инфраструктура. В 2014 году туристский бизнес принес 9,5% мирового ВВП (рост – 8% по сравнению с предыдущим годом), было экспортировано услуг общим объемом в 1,4 трлн долл., создано каждое 11-е рабочее место в мире. За 2014 год 1,138 млрд туристов путешествовали за границу (прирост 4,7% по сравнению с 2013 г.). По прогнозам экспертов этот показатель возрастет на 3–4% в 2015 году [9] и достигнет 1,8 млрд в 2030 году [8. Р. 2]. Всё это создает прочную основу для дальнейшего роста мировой индустрии туризма и рынка гостиничных услуг в частности, доходы которого в 2014 году составили 457 млрд долл. Прогноз по расширению доли мирового гостиничного бизнеса к концу 2015 года составляет 3,9% [4. Р. 3].
    Современное состояние транснациональных корпораций (ТНК) в мировой туристско-гостиничной индустрии. Быстрое развитие интернет-технологий и совершенствование транспортной инфраструктуры в недалеком прошлом выступили в качестве катализатора пространственно-географической экспансии компаний, и в настоящее время во многом продолжают определять условия поддержания конкурентоспособности для игроков рынка туристско-гостиничных услуг. Растущие доходы населения, развитие деятельности бюджетных авиалиний и электронных сайтов бронирования – все это сделало путешествия доступнее для большего числа людей. Потребители гостиничных услуг «поколения миллениум» становятся все более «технически подкованными», как следствие, все более востребованным становится быстрый, ориентированный на клиента сервис, заставляя владельцев средств размещения искать инновационные пути развития, чаще обращаться к услугам аналитиков, расширять существующие рынки и искать новые области присутствия.
    Эти тенденции побуждают участников рынка туристско-гостиничных услуг оптимизировать все аспекты своей деятельности в поисках операционной и финансовой устойчивости, новых возможностей роста и доступа к рынкам капитала на более выгодных условиях. За счет этого в последние годы наблюдается существенное увеличение сделок слияния и поглощения, расширение сфер деятельности и влияния глобальных компаний и глобальных брендов. Процессы интеграции и транснационализации во многом являются следствием деятельности международных гостиничных сетей и глобальных туристских предприятий, т.е. транснациональных компаний.
    В настоящее время в туристско-гостиничной отрасли усиливаются процессы консолидации. Рынок постепенно сокращает число индивидуальных отелей, которые становятся частью национальных и международных сетей. Согласно выводам аналитиков JLL’s Hotels & Hospitality Group, в 2014 году стоимость всех сделок слияний и поглощений (M&A) на мировом рынке гостиничных услуг составила 59,1 млрд долл., что на четверть больше, чем в 2013 году. Прогнозируемый темп прироста в 2015 году должен составить не менее 15%, что позволит, таким образом, достигнуть предкризисного показателя 2008 года в 68 млрд долл. и приблизиться к самому высокому за текущее столетие показателю сделок 2007 года – 113 млрд долл. Ежегодный рост объема M&A гостиничной отрасли с 2009 года составляет в среднем 17% (рис. 1).

    Список использованной литературы

    1. Костин К.Б. Использование цифровой маркетинговой стратегии как эффективного средства развития компаний туристского бизнеса // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 3. C. 77–81.
    2. Костин К.Б. Применение технологии радиочастотной идентификации как драйвера ревеню-менеджмента в современной гостиничной индустрии // Вестник ИНЖЭКОНа. 2012. № 5(56). С. 214–217.
    3. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент как основа успешного развития индустрии туризма // Российское предпринимательство. 2012. № 11(209). C. 151–156.
    4. Global Hospitality Insights – 2015 // Ernst and Young: [сайт]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-global-hospitality-insights-2015/$FILE/ey-global-hospitality-insights-2015.pdf (дата обращения: 28.04.2015).
    5. Global hospitality trends point to widespread growth, cross-border M&A and new concepts in 2015 // Ernst and Young: [сайт]. URL: http://www.ey.com/GL/en/Newsroom/News-releases/news-ey-global-hospitality-trends-point-to-widespread-growth-cross-border-mergers-and-acquisitions-and-new-concepts-in-2015 (дата обращения: 17.05.2015).
    6. Hotel Investment Outlook – 2015 // JLL’s Hotels & Hospitality Group: [сайт]. URL: http://www.jll.com/Research/JLL%20Hotel%20Investment%20Outlook%202015.pdf?ee1160d5-9c6b-4761-b690-eddc19c4a7bd (дата обращения: 17. 05.2015).
    7. International hotel chains in Russia – 2015 // Ernst and Young: [сайт]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-International-hotel-brands-reviews-2015-ENG/$FILE/EY-International-hotel-brands-reviews-2015-ENG.pdf (дата обращения: 13.05.2015).
    8. UNWTO Tourismhighlights 2014 Edition // Всемирная туристская организация (UNWTO): [сайт]. URL: http://www2.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_highlights14_en.pdf (дата обращения: 28.04.2015).
    9. UNWTO World Tourism Barometer 2015 // Всемирная туристская организация (UNWTO): [сайт]. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto_barom15_01_january_excerpt_1.pdf (дата обращения: 28.04.2015).
    10. Adbrands Company Profiles & Account Assignments: [сайт]. URL: http://www.adbrands.net/sectors/sector_travel.htm (дата обращения: 16.05.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2