ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Тенденции и проблемы развития хозяйствующих субъектов рынка культурных услуг

TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC ENTITIES OF CULTURAL SERVICES MARKET



О.А. Чеснова
А.С. Сотникова
O.A. Tchesnova
A.S. Sotnikova
olgache@mail.ru
olgache@mail.ru
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения
senior lecturer at the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television, PhD in Economics, associate professor
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • sphere of culture
  • service market
  • management
  • organizations of the sphere of culture
  • small business
  • Keywords:

  • сфера культуры
  • рынок услуг
  • управление
  • организации сферы культуры
  • малые предприятия
  • В статье рассматриваются проблемы развития организаций сферы культуры, относящихся к сектору творческих индустрий, выявлены особенности малых и средних предприятий, занятых предпринимательской деятельностью в креативной сфере.
    Авторы выявляют ряд административных, экономических и социально-психологических барьеров, препятствующих планомерному развитию хозяйствующих субъектов на рынке культурных услуг.

    We consider problems of the development of organizations of the sphere of culture belonging to the sector of creative industries. Characteristics of small and medium-sized businesses involved in entrepreneurial activities in creative sphere are revealed.
    We distinguish a range of administrative, economic and socio-psychological barriers preventing economic entities from developing systematically on the market of cultural services.

    Обзор статьи

    На территории Российской Федерации хозяйствующие субъекты рынка культурных услуг, осуществляющие деятельность в креативном секторе, развиваются весьма неравномерно, а малая их концентрация в средних и малых населенных пунктах не позволяет вести полноценные исследования. Планомерное и ощутимое развитие креативного сектора как блока городской экономики в некоторой степени фиксируется только в Москве и Санкт-Петербурге (см. таблицу). Данная ситуация связана с высоким уровнем социально-экономической дифференциации населения, низким уровнем платежеспособного спроса, различиями в уровнях развития регионов, как в области экономики, так и широте человеческого сознания. Кроме этого, зачастую «лучшие умы» из регионов едут учиться в крупные города Российской Федерации и затем остаются в них на постоянное жительство, тем самым пополняя интеллектуальную базу и человеческий капитал высокоразвитых центров. В связи с этим наблюдается тенденция, характерная для большинства российских регионов, – недостаточная насыщенность потребительского рынка и вместе с тем низкий уровень спроса на культурную продукцию. Рассмотрим современное развитие секторов творческих индустрий в Москве и Санкт-Петербурге (см. таблицу).
    Анализ статистических данных показывает, что в г. Москве самые высокие в Российской Федерации показатели по количеству музеев и галерей – 446, театров и концертных площадок – 181, а также самые выдающиеся показатели по вкладу креативных индустрий в городскую экономику (% от валового регионального продукта) – 8%. Разнообразие культурной жизни обусловлено наличием статуса столицы, сложившимися традициями, концентрацией человеческих и инвестиционных ресурсов. К известным проектам креативных индустрий, базирующихся в Москве, относятся «Lingua Leo», «Narr 8», уже вышедшие на международный уровень, центр новых технологий и технологического предпринимательства «Digital October», холдинг «Look at Media», «Яндекс», «Mail.ru», студия веб-дизайна Артемия Лебедева, Архитектурная школа «МАРШ», Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, Институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького, арт-кластер «Флакон» и другие.
    Стоит отметить, что такое количество хозяйствующих субъектов, работающих в секторе креативных индустрий, возникло не случайно. Правительство Москвы оказывает поддержку развитию креативного сектора и способствует созданию площадок для обмена опытом и мнениями представителей данной сферы. В Москве существует множество инкубаторов и лабораторий для представителей креативных индустрий, позволяющих испытать силы креативных специалистов в реализации творческих идей. В столице органично взаимодействуют представители государства, бизнеса и креативных индустрий, что создаёт синергетический эффект, позволяющий реализовывать действительно крупные проекты.

    Список использованной литературы

    1. Загряжский А., Пухальская А., Филиппова А. [и др.]. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов (Берлин, Москва, Лондон) // Calvet Forum: аналитические материалы. 2014. СПб., 2014. URL: calvertforum.org/ images/uploads/documents/calvert_research_2014.pdf (дата обращения: 05.04.2015).
    2. Сухумова С. Безвыходное обложение // Журнал «Огонёк». 2015. № 7. С. 14.
    3. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://smb.gov.ru/statistics/ officialdata/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2