ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные положения концепции повышения эффективности противодействия теневой экономике

BASIC PROVISIONS OF THE CONCEPT OF INCREASING EFFICIENCY OF COUNTERING SHADOW ECONOMY



Р.Б. Чеджоев
R.B. Chedzhoev
dekanat205@yandex.ru
соискатель кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a degree-seeking student at the Department of Labour Economics, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • повышение эффективности противодействия теневой экономике
  • теневой сектор экономики
  • концепция минимизации влияния теневого сектора на экономику
  • оценка влияния теневой экономики на хозяйственный комплекс России
  • Keywords:

  • increasing the efficiency of countering shadow economy
  • shadow sector of the economy
  • the concept of minimizing the impact on economy
  • assessment of the impact of shadow economy on the multi sectoral Russian economy
  • В статье представлены результаты проведенного исследования возможностей формирования и поддержания условий для повышения эффективности противодействия теневой экономике и обеспечения устойчивого развития всех секторов российской экономики; рассмотрены варианты противодействия операциям по сокрытию средств от налогообложения на основе информационного взаимодействия.
    Исходя из целей эффективного воздействия на процесс нейтрализации влияния теневой экономики сформулированы основные положения концепции минимизации влияния теневого сектора на экономику; предложены экономические меры противодействия теневому сектору, а также меры, направленные на повышение прозрачности финансовой системы РФ с целью обеспечения финансовой безопасности России. В ходе исследования автор использовал такие методы, как сравнительный анализ, классификация, а также системный подход к исследованию проблем противодействия теневой экономике во всех секторах российской экономики.

    The article presents results of the analysis of opportunities dealing with creation and the follow-on support of conditions aimed at increasing efficiency of countering shadow economy and ensuring sustainable development of all sectors of the Russian economy with a variety of computerized methods of countering operations aimed to conceal incomes subject to tax being examined.
    On the basis of the purposes of exerting effective influence on the process of neutralization of the shadow economy impact the author formulates basic provisions of the concept of minimizing shadow sector impact on the economy and proposes economic measures aimed at countering the shadow sector of economy and increasing transparency of the Russian financial system in order to ensure financial security of the Russian Federation. In the course of the study the author has used such methods as comparative analysis, classification method as well as the systems approach to the study of the matters dealing with countering shadow economy in major sectors of the Russian economy.

    Обзор статьи

    Абсолютный размер теневой деятельности отражает фактический теневой оборот в экономике, объем различных видов теневых операций, таких как фиктивные и скрытые, отраслевую структуру теневой экономики. При этом относительный размер теневого оборота демонстрирует степень проникновения теневой экономики в официальную хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, а также показывает уровень завышения реальной себестоимости продукции. Разработка концепции повышения эффективности противодействия теневой экономике обусловлена необходимостью всесторонней оценки влияния теневой экономики на состояние хозяйственного комплекса.
    Очевидно, что ущерб, наносимый теневой экономикой даже одной из сфер жизнедеятельности, может затрагивать все отрасли экономики и нести негативные последствия для экономики в этой сфере. Так, ущерб, наносимый инвестиционной сфере, будет отражать размер недополученных инвестиций для всех отраслей экономики. В то же время для выявления теневого оборота и диагностики реального состояния хозяйственного комплекса целесообразнее использовать отраслевой разрез. Такой подход, например, к формированию объектов мониторинга удобен при разработке программ целевых мероприятий по нейтрализации влияния теневой экономики на хозяйственный комплекс региона.
    Исходя из целей эффективного воздействия на процесс нейтрализации влияния теневой экономики, можно сформулировать основные положения концепции минимизации влияния теневого сектора на экономику:
    - противодействие теневому сектору экономическими мерами;
    - совершенствование законодательства с целью противодействия теневой экономике;
    - повышение эффективности работы государственных органов по противодействию теневому сектору.
    Рассмотрим противодействие теневому сектору экономическими мерами. Несмотря на то, что абсолютные значения налоговых ставок в РФ являются одними из самых низких среди стран с переходной экономикой, маргинальные налоговые ставки остаются достаточно высокими.
    Проведенный анализ показывает, что остаются значительные резервы для сокращения теневого сектора экономики посредством снижения маргинальных ставок налогов на основе модели Лаффера [3]. Однако следует внести изменения в налоговое законодательство. При этом, на наш взгляд, изменения не будут иметь такого существенного общественного резонанса, как снижение налоговых ставок, но позволят снизить не только налоговое бремя для налогоплательщика, но и его затраты на налоговый учет и (существенно) затраты налоговых органов на администрирование налогов. К таким изменениям следует отнести:
    - отказ от взимания с налогоплательщиков ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль (переход на систему ежеквартальных авансовых платежей по налогу на прибыль и ежеквартального начисления налога на добавленную стоимость вне зависимости от объема реализации налогоплательщика);
    - отказ от фактического обложения авансов, полученных в счет поставки товаров, работ, услуг, налогом на добавленную стоимость (необходимо исправить ситуацию, когда термин «авансы» был заменен на «частичную оплату в счет предстоящих поставок»);
    - повышение порога применения упрощенной системы налогообложения при одновременном принятии поправок в Налоговый кодекс, препятствующих искусственному дроблению бизнеса, с целью снижения налоговой базы.
    Наряду с этим актуальным представляется создание при поддержке ЦБ России национальной платежной системы. Поддержка этой системы могла бы быть обеспечена посредством полной выплаты через эмитированные национальной платежной системой карты заработной платы бюджетникам, различных социальных пособий и пенсий. Такая мера резко увеличила бы прозрачность финансовой системы РФ и повысила финансовую безопасность России.
    Вместе с тем необходимо также увеличить объем услуг, «возвращаемых» государством налогоплательщикам, что будет стимулировать законопослушных налогоплательщиков. Среди таких мер можно выделить надежную защиту государством легитимно приобретенной собственности. В частности, совершенствование законодательства с целью недопущения реализации «рейдерских» схем захвата бизнеса. Несовершенство законодательства и правоприменительной практики заставляет собственников противодействовать рейдерам фактически их же методами. Обладатели малого и среднего бизнеса защищаются, прежде всего, посредством формирования непрозрачной структуры бизнеса (финансовых потоков, прав собственности) [3]. Такая мера будет также способствовать вытеснению теневых институтов, в частности лишению их санкционных функций.

    Список использованной литературы

    1. Гладких В.И., Краюшкин А.А. Уголовно-правовые и криминологические меры предупреждения легализации преступных доходов: монография. М., 2011. 201 с.
    2. Лебедев Н.В. Пути снижения активности теневых экономических отношений в российских условиях // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. трудов. Вып. 8. Кемерово, 2013. С. 34–39.
    3. Москвина Т.Д. Государственный финансовый контроль в индустриальных странах // Устойчивость национальной финансовой системы: выбор новых подходов: труды III Междунар. науч. конференции «Финансовые рынки России и Европы». СПб.: Изд. дом СПбГУЭФ, 2012. С. 89–95.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2