ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Регулирование финансовых рынков в России: настоящее и будущее

REGULATION OF FINANCIAL MARKETS IN RUSSIA: PRESENT AND FUTURE



В.Э. Кроливецкая
Я.А. Алексеев
V.E. Krolivetzkaya
Ya.A. Alexeev
mail26@yandex.ru
mail26@yandex.ru
зав. кафедрой финансов и банковского дела, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры банков и финансовых рынков ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of the Department of Finance and Banking, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
candidate for PhD at the Department of Banking and Financial Markets, St. Petersburg State University of Economics
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • банковское регулирование
  • банковский надзор
  • функции Банка России
  • защита прав потребителей финансовых услуг
  • мегарегулятор
  • финансовая стабильность
  • финансовые посредники
  • Федеральная служба по финансовым рынкам России
  • некредитные финансовые организации
  • Keywords:

  • bank regulation
  • surveillance of banks
  • functions of the Bank of Russia
  • protection of rights of consumers of financial services
  • megaregulator
  • financial stability
  • financial intermediaries
  • Federal Financial Markets Service
  • non-credit financial organizations
  • В статье рассматривается роль Центрального банка Российской Федерации в качестве мегарегулятора финансового рынка. По мнению авторов, регулирование финансового рынка должно совершенствоваться на постоянной основе. Поэтому создание единого органа, наделенного полномочиями по контролю и надзору над участниками финансового рынка, было неизбежным и своевременным. В статье проанализированы современные тенденции регулирования и надзора за участниками финансовых рынков в России и за рубежом. Особое внимание авторы уделили решению проблем, стоящих перед Банком России в результате расширения целей его деятельности. На основе данных о структуре и количестве поднадзорных ЦБ РФ организаций сделан вывод, что управленческая нагрузка на Банк России существенно возросла, в связи с чем появляются дополнительные риски для оперативного регулирования финансового рынка.
    В статье анализируются проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. В связи с тем, что в России пока нет достаточного количества правовых актов, которые защищают права потребителей финансовых услуг, авторы предлагают пересмотреть уже существующую и создать качественно новую нормативную базу.

    We consider the role of the Central Bank of the Russian Federation as a megaregulator of the financial market. We believe that the regulation of the financial market should be improved on regular basis. Therefore, establishing a single body authorized to control and monitor market participants was inevitable and timely. We analyze modern trends of controlling and regulating the participants of financial markets both in Russia and abroad. Special attention is paid to the problems that the Bank of Russia is facing to expand the scale of its activity. On the basis of the information concerning the structure and the amount of organizations controlled by the Central Bank of the Russian Federation, we come to the conclusion that the bank’s managerial workload has considerably increased, which results in additional risks for effective regulation of the financial market.
    We analyze the problems of protecting the rights of the consumers of financial services and minority shareholders. Due to the fact that in Russia we can see the lack of legal acts protecting the consumers of financial services we suggest reviewing the existing base and create the new one.

    Обзор статьи

    Финансовый рынок, без сомнения, играет важнейшую роль в развитии экономики любого государства. Неотъемлемой частью экономической системы являются финансовые посредники, к которым относятся кредитные организации, некредитные финансовые организации (инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и проч.). Становится очевидным, что финансовое регулирование должно обеспечить достижение надежности и устойчивости финансовых институтов, минимизировать риски, способствовать лучшей защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов на эффективных и конкурентоспособных финансовых рынках. Кроме того, являясь основополагающей частью финансовой системы, регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками должны совершенствоваться на постоянной основе.
    На основе анализа практики регулирования финансовых рынков за рубежом нами было установлено, что в настоящее время не существует единообразного подхода в этом вопросе. Каждая страна выбирает свой вариант регулирования и надзора над участниками финансового рынка, исходя из исторических традиций, уровня развития этого рынка, экономических приоритетов, политических решений, а также уровня финансовой грамотности населения. В настоящее время выделяют следующие подходы к регулированию и надзору за участниками финансовых рынков: функциональный, институциональный, интегрированный и целевой . На практике не существует страны, в которой тот или иной подход использовался бы в чистом виде, однако наиболее распространенным из них является интегрированный подход, предполагающий полное закрепление регулирования и надзора на финансовом рынке за одним участником. По этому пути пошла Россия, создав единый орган регулирования и надзора на базе Центрального банка Российской Федерации.
    Рассматривая Банк России в новом для него статусе, необходимо обратить внимание на предпосылки создания мегарегулятора финансового рынка. Долгое время регулирование, контроль и надзор за участниками финансового рынка осуществляли различные министерства и ведомства: Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) и Банк России. Такая ситуация была неэффективной для всей системы государственного регулирования и надзора, так как функции вышеуказанных организаций пересекались и дублировались, что приводило к регуляторному арбитражу. С момента вступления в силу Федерального закона РФ от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [2] закончилось многолетнее противостояние регулирующих органов за отечественным финансовым рынком.
    Для успешного выполнения функций мегарегулятора полномочия ФСФР России были переданы Центральному банку Российской Федерации. Так, полномочия по нормативно-правовому регулированию финансового рынка перешли к Банку России. Кроме этого, в новом статусе Банк России получил полномочия по контролю и надзору за некредитными финансовыми организациями (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговые организации, акционерные инвестиционные фонды, организаторы торгов, негосударственные пенсионные фонды, центральный депозитарий, субъекты страхового дела, микрофинансовые организации, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, бюро кредитных историй, рейтинговые агентства, актуарии) [1. Ст. 76.1].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон РФ от 23.07.2013 г. № 251 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Годовой отчет Банка России за 2013 год. М., 2014.
    4. Статистический бюллетень Банка России. 2013. № 12 // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: www.cbr.ru/publ/?Prtld=bbs (дата обращения: 21.10.2015).
    5. Статистический бюллетень Банка России. 2015. № 9 // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: www.cbr.ru/publ/?Prtld=bbs (дата обращения: 21.10.2015).
    6. Хандруев А.А. Интегрированный финансовый регулятор – российская модель в контексте мировой практики // Деньги и кредит. 2013. № 10. С. 24–32.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2