ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Маркетинговые инструменты как основа формирования методологии развития и повышения эффективности туристского бизнеса

MARKETING TOOLS AS BASIS FOR METHODOLOGY OF DEVELOPING AND INCREASING EFFECTIVENESS OF TOURIST BUSINESS



К.Б. Костин
K.B. Kostin
kost_kos@mail.ru
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат технических наук, доцент
senior lecturer at the Department of World Economy and International Economic Relations of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Engineering, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • рыночные инструменты
  • маркетинговые инструменты
  • маркетинговые исследования
  • инновационные технологии
  • повышение эффективности туристского бизнеса
  • Keywords:

  • market tools
  • marketing tools
  • marketing research
  • innovation technologies
  • increasing effectiveness of tourist business
  • Актуальность темы статьи определяется необходимостью для современных предприятий в условиях нестабильного рынка более эффективно использовать рыночные инструменты для развития туристического бизнеса.
    В статье анализируются сущность, формы и особенности использования рыночных инструментов, определяется понятие маркетинговых инструментов в контексте их применения в качестве эффективного средства и движущей силы развития туристской индустрии. Определяются концептуальные подходы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий туристской сферы.

    The relevance of the research is determined by the need for the modern business under unstable market conditions to apply market tools more efficiently to develop tourist business.
    We analyze the essence, forms and characteristics of applying market tools as effective means and driving force of tourist industry development. The conceptual framework aimed at increasing the competitive ability of tourist businesses is offered.

    Обзор статьи

    Сущность и формы рыночных инструментов, определяющих развитие туристского бизнеса. Согласно Федеральному Закону «Об основах туристской деятельности» № 47-ФЗ [1], «Туристская индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков». В соответствии с этим определением, структура туристской индустрии представлена на рис. 1.
    Для формирования методологии оценки факторов, обеспечивающих повышение эффективности бизнеса в туристской деятельности, представляется необходимым, прежде всего, раскрыть сущность и провести анализ понятия «рыночные инструменты» в контексте их использования в качестве эффективного средства и движущей силы развития туристской индустрии.
    Любые стратегии управления бизнесом, направленные на обеспечение высокой эффективности деятельности как в целом экономической системы, так и отдельного хозяйствующего субъекта, могут быть прежде всего реализованы в условиях рыночных отношений, развитие которых является основой для использования рыночных инструментов. Рыночные отношения (отношения между продавцами и покупателями товара, субъектами рынка) имеют место при наличии рыночной экономики (экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов) [23].
    Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике сделало более чем актуальной проблему эффективного использования предприятиями различных отраслей хозяйствования рыночных инструментов, поскольку именно использование рыночных инструментов способствует не только повышению рентабельности бизнеса, но нередко и просто выживанию туристских предприятий в условиях возможной нестабильности рынка.
    Понятие «рыночный инструмент» (или «экономический инструмент») используется в отечественной экономической литературе относительно недавно, при этом различные литературные источники предлагают его различное толкование.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ № 47-ФЗ от 03.05.2012 г. «Об основах туристской деятельности» // Туристический портал «Турпром». URL: http://www.tourpom.ru/for-travel-agents/legislation/fundamentals-lwa/ (дата обращения: 28.04.2015).
    2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2009.
    3. Боуэн Д. Котлер Ф., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. 4-е изд. М.: Юнити-Дана, 2007. 1045 с.
    4. Газирова О.В., Галеева А.Р. Рыночные инструменты управления природоохранной деятельностью предприятий как стимул устойчивого инновационного развития // Вестник КТУ. 2011. № 11. С. 189–195.
    5. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: монография. М.: Академия, 2007. 244 с.
    6. Дмитриева М.Н., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 398 с.
    7. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. М.: ИНФРА-М, 2010. 315 с.
    8. Дурович А.П. Организация туризма. Минск: Новое знание, 2003. 630 с.
    9. Егорова Л.С., Макарычев А.А. Управление конкурентоспособностью предприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 6. C. 316–322.
    10. Елисеева О.С. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства: дис. … канд. экон. наук. Шахты, 2006.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2