ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Условия и факторы формирования предпочтений потребителей в культурных благах

CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPING CULTURAL GOODS PREFERENCES AMONG CONSUMERS



А.Д. Евменов
Т.А. Сорвина
О.А. Чеснова
A.D. Evmenov
T.A. Sorvina
O.A. Chesnova
olgache@mail.ru
olgache@mail.ru
olgache@mail.ru
ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент
the Rector of Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, the Honorary Scientist of the Russian Federation
an Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, PhD in Economics, an Associate Professor
an Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, PhD in Economics, an Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера культуры
  • культурные блага
  • предпочтения потребителей
  • экономика культуры
  • Keywords:

  • the culture sector
  • cultural goods
  • consumers preferences
  • economics of culture
  • Актуальность темы статьи связана с тем, что в условиях всеобщей доступности и информационной насыщенности культурных благ их значение и ценность приобретает особую роль для общества. В статье выявляются и описываются современные тенденции, влияющие на формирование предпочтений потребителей и характер потребления культурных благ.
    Авторами определяется специфика формирования предпочтений в культурных благах на примере российских потребителей, демонстрируется влияние государственной культурной политики на структуру потребления культурных благ.

    The relevance of the subject of the article results from the fact that due to universal accessibility and information richness of cultural goods the meaning of the latters as well as their value become increasingly important for the society. The article reveals and describes current tendencies which have an influence upon development of preferences among consumers and which affect the cultural goods consumption pattern.
    The authors define specifics of the development of cultural goods preferences on a Russian consumers case study showing the influence of the State cultural policy on the structure of cultural goods consumption.

    Обзор статьи

    Культурная жизнь населения страны представляет собой многомерное пространство, в котором действуют разнообразные агенты, такие как учреждения культуры, организации, выполняющие культурно-развлекательные, просветительские, образовательные функции, при этом они создают институциональную среду, инфраструктуру, предоставляя населению услуги в сфере культуры.
    Исследования проблем и особенностей функционирования, а также действующих моделей государственной поддержки институтов культуры, производительности труда в этой сфере, начатые У. Баумолем и У. Боуэном, привели к оформлению в 1960-х годах нового научного направления – экономики культуры. Исследователи У. Баумоль
и
У. Боуэн
рассмотрели
деятельность
организаций, связанных с исполнительским искусством,
и
показали,
что
их
издержки
 значительно превышают
доходы. Было обосновано, что для организаций сферы культуры свойственна «болезнь
 издержек», поэтому институты культуры могут динамично развиваться только при поддержке государства или меценатов [6].
    В ХХ веке в условиях активной коммерциализации традиционных видов культуры и искусства и возникновения новых форм, легко поддающихся тиражированию, сформировался феномен «массовой культуры», что привело к формированию убеждения о том, что культура и искусство должны развиваться как обычные рынки [5]. Отметим, что массовые культурные блага являются результатом интеграции труда, капитала, технологий, а также связаны с осмыслением производителем культурного контекста его потребителя, особенностей его жизнедеятельности.
    Важно, что в условиях информационной экономики культурные блага приобретают характер информационно насыщенных благ, что проявляется в свойствах их неубывания в потреблении, всеобщей доступности и неисключаемости из потребления. Особенностью этих благ выступает наличие материально-вещественной оболочки, которая обусловливает возможность передачи и доставки информации (бумажные, электронные носители информации, каналы передачи). Таким образом, культурные блага не теряют своих первоначальных качеств в процессе многократного использования (например, литературное произведение). В мировой практике «товары культуры» (cultural goods) относят к «общественным благам» (public goods), при этом они имеют свойства, характерные для «частных благ» (private goods), что проявляется в вовлеченности потребителей в формирование ценности продукта, персонализации и кастомизации.
    В современных условиях хозяйствования множество учреждений и организаций конкурируют за деньги и свободное время потребителей культурных благ, предпочтения которых весьма разнообразны. Формирование предпочтений потребителей культурных благ происходит под влиянием факторов, среди которых наиболее значимыми представляются:
    - изменение качества жизни населения и увеличение объема свободного времени, которые обусловливают положительную динамику спроса на продукцию индустрии развлечений и сферы культуры;
    - разработка и внедрение новых технологий, обеспечивающих высокую скорость передачи информации и преодоление барьеров, ограничивающих ее распространение;
    - трансформация конкурентных стратегий предприятий сферы культуры и применение ими комплексных инструментов неценовой конкуренции, ориентированных на взаимодействие, многоканальные и интегрированные коммуникации (интеграция продуктов культуры с продуктами образовательной, информационной и других сфер жизнедеятельности потребителей).

    Список использованной литературы

    1. Государственный доклад о состоянии культуры Российской Федерации в 2013 году // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/report/gosdoklad/ (дата обращения: 07.09.2015).
    2. Государственный доклад о состоянии культуры Российской Федерации в 2014 году // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/report/gosdoklad/ (дата обращения: 10.09.2015).
    3. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz3sGGhITeS (дата обращения: 12.09.2015).
    4. Евменов А.Д., Данилов П.В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8–16.
    5. Чеснова О.А. Сущностные особенности и расширение понятия сферы культуры в условиях становления постиндустриального общества // Петербургский экономический журнал. 2013. № 1. С. 25–29.
    6. Baumol
W.,
Bowen
W.
Performing Arts:
The
Economic
Dilemma.
New
 York:
The
Twenteth
Century
Fund,
 1966.



    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2