ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Экономико-математическая модель обоснования объема поставки топливного энергоресурса в системе материально-технического обеспечения воинской части

ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL OF JUSTIFYING THE SCOPE OF FUEL SUPPLY IN THE SYSTEM OF LOGISTIC SUPPORT OF A MILITARY UNIT



Н.А. Бирюков
N.A. Biryukov
aleks_bir@mail.ru
инженер, соискатель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва
an engineer, a PhD candidate at the Department of Humanitarian, Social and Economic disciplines, General Khrulev Military Academy of Logistics and Transport
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • воинские части
  • объект энергоснабжения
  • поставка топливного энергоресурса
  • снижение капитальных вложений
  • логистический процесс
  • технико-экономические показатели работы котельной
  • реконструкция
  • комплексный капитальный ремонт
  • новое строительство или техническое перевооружение
  • экономико-математическая модель
  • Keywords:

  • military units
  • power supply facility
  • fuel energy resource
  • reduction of capital investments
  • logistics process
  • technical and economic indicators of a boiler house performance
  • reconstruction
  • major overhaul
  • new construction or technical re-equipment
  • economic and mathematical model
  • В современных условиях организационно-экономические отношения с поставщиками энергоресурсов (топлива) на объекты воинских частей характеризуются противоречием структуры отношений в системе материально-технического обеспечения силового компонента государства – поставки энергоресурсов (топлива) на объекты силового компонента государства, которая недостаточно учитывает степень развития рыночных механизмов регулирования спроса и предложения на альтернативные виды топлива. Это противоречие определяет актуальность исследования вопросов выбора оптимального вида и оптимальной партии поставки альтернативного топлива, а также обоснования управленческих решений в процессе обеспечения топливно-энергетическими ресурсами объектов силового компонента государства.
    В статье обоснован расчет основных технико-экономических показателей работы котельной на стадии проектирования. Автором расчет оптимального варианта энергообеспечения объектов силового компонента государства при их реконструкции, капитальном ремонте или строительстве новых объектов сведен к суммированию минимальных капитальных затрат по отдельным элементам комплекса энергообеспечения, которые удовлетворяют всем требованиям объекта энергоснабжения и потребителя тепловой энергии.
    Экономико-математическая модель нахождения оптимальной партии поставки топлива на объект энергообеспечения доказывается на основе выбора наименьших значений капитальных затрат поэлементно и в целом по процессу энергообеспечения объектов воинских частей.

    In today's environment organizational and economic relationships with energy suppliers (fuel contractors) dealing with fuel support of military units sites are characterized by collision of the structure of relations within the system of logistic support of a force component of the state - fuel deliveries to the military work areas. The system does not yet pay sufficient attention to the degree of the development of supply and demand management market mechanisms with regard to alternative fuel. This contradiction determines the relevance of the study of the matters concerning the choice of an optimum type of as well as the optimum quantity of the alternative fuel supply. In addition the relevance of justifying managerial decisions in the course of providing the government force component work areas with fuel and energy resources.
    The article substantiates estimation of the basic technical and economic indicators of the performance of a boiler room at the design phase. The author reduces estimation of optimum type of supplying military sites with energy during reconstruction, overhaul or under erection of new facilities to summation of minimum capital costs on every single element of a power supply complex, which will satisfy the requirements of both a power supply facility and a heat energy consumer.
    Economic and mathematical model of considering an optimum batch of fuel supply to a power supply facility is demonstrated on the basis of selection of the smallest values of capital costs element by element as well as a whole process of supplying military facilities with power.

    Обзор статьи

    В области моделирования процессов управления выбором оптимального варианта объема поставки топливного энергоресурса целесообразно выделять основные ее составляющие (рис. 1) [1; 7].
    Существенные капитальные вложения в процессе энергообеспечения объектов воинских частей тепловой энергией приходятся в основном на затраты по транспортировке, например природного газа по трубопроводам и на систему хранения сжиженного природного газа, когда рассматривается способ доставки природного газа на объект потребления с применением технологии его сжижения.
    Известно, что расчеты расходов проводятся на транспортировку природного газа как по действующим, так и по проектируемым газотранспортным маршрутам в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» и Федеральным законом РФ от 5 апреля 2013 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации"» и другими законодательными актами Российской Федерации.
    Строительство и обслуживание газового трубопровода предусматривает более чем высокие финансовые затраты, с оговоркой на то, что в современных реалиях данный метод транспортировки газа на короткие и средние расстояния остается самым дешевым и, соответственно, целесообразным с точки зрения начальных капитальных вложений.
    Основные оптимизационные задачи снижения капитальных вложений при транспортировке природного газа по трубопроводам широко известны, и внедрены к реализации в реальных инвестиционных проектах, которые уже давно действуют в различных организациях и отраслях. Критерий минимизации целевой функции затрат на транспорт газа в натуральном или денежном выражении при заданном плане подачи газа потребителям является основным для нормальных режимов функционирования газоснабжающих систем. Критерий максимизации подачи газа основному потребителю, другими словами, максимум загрузки газопровода, весьма важен в условиях дефицита газа или при аварийных режимах функционирования. Возможен критерий максимума прибыли при подаче газа потребителям, однако решение оптимизационной задачи по этому критерию осложнено экономическими соображениями и конъюнктурной неоднозначностью. Критерий максимизации прибыли предполагает стоимостную оценку всех технологических параметров, входящих в расчет. В основу стоимостной оценки здесь также следует положить оптовые цены на единицу продукции [3; 5; 6].
    Важной задачей в разработке экономико-математической модели выбора оптимального объема поставки топливного энергоресурса является определение места дислокации базы снабжения газа.
    Проведенные исследования показали, что между расчетным потребительским объемом и суточной потребностью в природном газе на объекте потребления силового компонента государства существует прямая зависимость, так как независимо от времени суток и времени года для бесперебойного обеспечения объектов силового компонента государства тепловой энергией необходимо определенное количество природного газа.

    Список использованной литературы

    1. Бирюков Н.А. Моделирование образования затрат на эксплуатацию зданий и выработку тепловой энергии // Современные направления технологии, организации и экономики строительства: доклады участников межвузовского научно-практического семинара. Вып. 16. СПб.: Изд-во ВАМТО, 2013. С. 64–74.
    2. Бирюков Н.А. Основные технико-экономические показатели, влияющие на процесс энергообеспечения объектов силовых министерств и ведомств Российской Федерации // Управление строительством в современных условиях: сб. научных трудов участников межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во ВАМТО, 2014. С. 172–178.
    3. Бирюков Н.А. Оценка сопоставимости стоимости различных видов топлива, используемых для снабжения объектов энергообеспечения силовых министерств и ведомств РФ // Инновационные материалы, технологии и социально-экономические аспекты развития экономики и обороноспособности Российской Федерации: сб. научных трудов XXXVIII научно-практической конференции. Балашиха: Изд-во ВТУ МО РФ, 2013. С. 152–160.
    4. Бирюков Н.А. Экономико-математическая модель выбора оптимального варианта объема поставки топливного энергоресурса и оптимального объема хранилища топлива у объектов потребителей силового компонента государства // Научно-технический сборник ВТУ МО РФ. 2015. № 14. С. 134–139.
    5. Бирюков Н.А. Экономические преимущества использования сжиженного природного газа в качестве энергоносителя для объектов энергообеспечения силовых министерств и ведомств РФ // Направления совершенствования системы технического обеспечения ВС РФ: материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во ВАМТО, 2013. С. 333–335.
    6. Бирюков Н.А. Эффективное энергоснабжение – основа энергетической безопасности государственной экономики страны // Современные направления технологии, организации и экономики строительства: доклады участников межвузовского научно-практического семинара. Вып. 16. СПб.: Изд-во ВАМТО, 2013. С. 58–64.
    7. Вертешев А.С. Методы и модели обеспечения устойчивого энергоснабжения энергодефицитных регионов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. 22 с.
    8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): официальное издание / руководители авт. колл.: В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. М.: Экономика, 2000. 421 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2