ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Нормативно-правовое регулирование детско-юношеского туризма как одно из условий устойчивого развития социального туризма

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF JUNIOR TOURISM AS A CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL TOURISM



А.Н. Черных
A.N. Chernykh
dekanat205@yandex.ru
старший преподаватель кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
an Assistant Professor at the Department of Entrepreneurship in Tourism, Saint-Petersburg University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • нормативно-правовое регулирование
  • дополнительное образование детей
  • социальный туризм
  • детско-юношеский туризм
  • здоровый образ жизни
  • устойчивое развитие
  • Keywords:

  • normative legal regulation
  • supplementary education for children
  • social tourism
  • junior tourism
  • sustainable development
  • healthy lifestyle
  • Актуальность исследования основных нормативно-правовых документов по регулированию детско-юношеского туризма в России обосновывается необходимостью внесения в них изменений в связи с возникшими проблемами в развитии этого направления в туризме, которые связаны с сокращением финансирования со стороны государства.
    В статье проводится подробный анализ нормативно-правовых документов по развитию детско-юношеского туризма за последние десятилетия. Автором доказывается, что эффективное нормативно-правовое регулирование детско-юношеского туризма является основой для устойчивого развития Российской Федерации.
    Целью статьи стало обоснование необходимости принятия новых федерального и регионального законов «О детско-юношеском туризме», которые бы определяли обязанности региональных органов власти по обеспечению доступности детско-юношеского туризма и права детей на отдых. Обоснован вывод автора о том, что нормативно-правовое регулирование детско-юношеского туризма как основа устойчивого развития предполагает объединение экономического, социального и экологического подхода к организации детско-юношеского туризма.

    The relevance of the study of basic normative legal documents regulating junior tourism in Russia is based on the need for making amendments into the said instruments caused by problems emerged in the development of this line of tourism which resulted from the reduction of public funding.
    The article provides a detailed analysis of normative legal documents on the development of junior tourism over the past decades. The author proves that effective normative and legal regulation of junior tourism is the basis for sustainable development of the Russian Federation.
    The article’s objective is to substantiate the need for adoption of new federal and regional laws “On Junior Tourism” which would define responsibilities of regional bodies of power in terms of ensuring availability of junior tourism and that would guarantee the right of children to rest. The author gives reasons for the conclusion that normative legal regulation of junior tourism as the basis for the sustainable development provides for pooling of economic, social and ecological approaches to junior tourism arrangement.

    Обзор статьи

    Еще в девятнадцатом веке великий русский писатель Н.Г. Чернышевский написал следующие слова, правоту которых подтверждает сегодняшний день: «Никакие школьные занятия и никакие работы над кандидатскими ли, магистерскими ли или докторскими диссертациями не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия».
    Детско-юношеский туризм (далее – ДЮТ) является одним из самых эффективных средств оздоровления и воспитания подрастающего поколения, познания своей Родины. Благодаря воспитательной среде, которая свойственна туристическим походам, путешествиям и экскурсиям, у детей вырабатываются качества, навыки и умения, необходимые для социальной адаптации, профессиональной ориентации и формирования здорового образа жизни. ДЮТ является мощным и высокоэффективным инструментом выработки у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине, позволяет узнать и понять свою страну, многообразие ее природного, культурного и национального богатства.
    Въездной детско-юношеский туризм, как с образовательной, так и спортивно-оздоровительной целью, формирует у детей чувство национального самоосознания, воспитывает толерантное отношение к другим народам и их обычаям. ДЮТ способствует многостороннему развитию личности, любознательности, наблюдательности, повышает интеллектуальный уровень, позволяет воспринимать красоту окружающего мира и воспитывает бережное отношение к природе.
    Специалисты отмечают большое значение ДЮТ как средства общего укрепления и оздоровления организма, снятия физической усталости, психологического напряжения и стресса. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что ДЮТ развивает навыки коммуникабельности, самодисциплины и взаимовыручки, адаптации к разнообразным условиям современной жизни. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ДЮТ имеет большое социальное и экономическое значение для будущего России.
    Однако за последние два десятилетия ДЮТ как одно из направлений социального туризма подверглось разрушительному удару. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов: экскурсионных, спортивных, оздоровительных. Система дополнительного образования, созданная в Советском Союзе: спортивно-оздоровительные лагеря, станции юных натуралистов, центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов и экологов, была практически разрушена в 1990-е годы, финансирование из бюджета различных уровней сократилось многократно.
    В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает, утверждает и поэтапно вводит образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, согласно которым внеурочному дополнительному образованию придается большое значение. В 2014 году Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей [2], которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту. Можно утверждать, что именно ДЮТ является наиболее эффективной формой дополнительного образования, способствует росту конкурентоспособности личности, общества и государства.
    На заседании Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации 27 октября 2015 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец подчеркнула, что в России детское туристское движение становится все более массовым, и представила разработанные Министерством образования и науки РФ и ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися. В 2015 году в многодневных походах приняли участие 818 тысяч детей [4]. Также обсуждалась новая система поощрения юных туристов и формирования системы отличительных знаков в области детского туризма.

    Список использованной литературы

    1. Конституции Российской Федерации // Официальный сайт правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/ konstitucija-rossijskoj-federacii (дата обращения: 05.11.2015).
    2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р «О Концепции дополнительного развития» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/14644/ (дата обращения: 05.11.2015).
    3. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общегосударственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"» // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/news/50590 (дата обращения: 05.11.2015).
    4. Информационное сообщение о Заседании Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/поиск?query= Заседание+Координационного+совета+по+развитию+детского+туризма+в+Российской+Федерации (дата обращения: 05.11.2015).
    5. Модельный закон «О детско-юношеском туризме» // Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи государств – участников содружества независимых государств. URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/mmpa/?sort_by=name&PAGEN _1=3 (дата обращения: 05.11.2015).
    6. Бахвалова А.А. Детско-юношеский туризм как вид образовательной услуги // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 2. С.117–120.
    7. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» // Официальный сайт международной научной школы устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова. URL: устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/ OurCommonFuture-introduction.pdf (дата обращения: 05.11.2015).
    8. Материалы совещания по вопросам организации летнего отдыха детей // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/11135 (дата обращения: 05.11.2015).
    9. Устав ФГБОУДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» // Официальный сайт ФГБОУДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». URL: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/ustav_skan_okt-2012.pdf (дата обращения: 05.11.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2