|
|
|
|
зав. кафедрой финансового права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор юридических наук, доцент
ассистент кафедры финансового права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
|
Head of Financial Law Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”, Doctor of Law, an Associate Professor
a teaching assistant of Financial Law Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
правовое государство
конституционные ценности
правовая реальность
правовая идея
атрибуты правового государства
права и законные интересы
глобализация
деформация государственной политики
|
Keywords:
rule of law state
constitutional values
legal objectivity
legal issue
rule of law state attributes
rights and legal interests
globalization
public policy deformation
|
Актуальность конституционно-правового исследования феномена правового государства обусловлена необходимостью выработки научно обоснованного комплекса современных политико-правовых мер по практической реализации идеи правового государства как конституционной ценности.
Авторы развивают атрибутивный подход к характеристике правового государства как правовой реальности. Выделяется система институтов и мер, продвигающих гражданское общество к пониманию достижения определенного уровня становления правового государства. На основе историко-правового и сравнительно-правового методов исследования вводится периодизация представлений о правовом государстве, сформулировано авторское определение понятия правового государства и совокупность существенных признаков правового государства в условиях глобализации и интеграции.
В статье приводится современная оценка атрибутов правового государства в свете реальных политических процессов. Дается оценка влияния значимых политических процессов, а также «европейских и американских конституционных ценностей» на формирование правового государства в Российской Федерации. Сформулированы новые идеи и характеристики правового государства как общественной реальности.
|
The relevance of constitutional and legal research of a rule of state phenomenon deals with the need for working out a science based set of modern political and legal measures aimed at implementation of a rule of state idea being considered a constitutional importance.
The authors promote an attributive approach to description of a rule of law state as a legal objectivity. They distinguish a system of instruments and measures aimed at enabling the society to come to understanding that a certain level of formation of a rule of law state has been reached. Based on a historical and legal method along with comparative and legal technique of research a division into periods with regard to a rule of law state image has been introduced. The authors provide their own definition of a rule of law state and reveal a scope of essential features of a rule of law state in the context of globalization and integration.
The article provides a current assessment of a rule of law state attributes in light of real political processes. They estimate the influence of important political processes along with “European and American constitutional values” on the formation of a rule of law state in the Russian Federation with new ideas and characteristics of a rule of law state being formulated.
|
|
|
Обзор статьи
Актуальность конституционно-правового исследования феномена правового государства обусловлена прежде всего необходимостью выработки научно обоснованного комплекса современных политико-правовых мер по практической реализации идеи правового государства как конституционной ценности. Конституция Российской Федерации [1] подчеркивает значение этого института, относя его к разделу «Основы конституционного строя». Государство, охраняя и укрепляя основы конституционного строя, должно само четко осознавать и нести в общественную жизнь понятие и признаки правового государства.
В то же время ряд авторитетных правоведов не отрицают декларативный характер конституционной нормы о характеристике Российской Федерации (впрочем, как и любого другого современного государства) как правового государства [2]. Соответственно возникает обоснованное сомнение в «реальности» различных конституционных характеристик российской государственности, обязанность развеять которое лежит прежде всего на представителях юридической науки.
Поскольку затруднительно говорить о практической реализации конституционной декларации правового государства, предварительно не уяснив его историко-правовой аспект, понятие, сущность, назначение, перспективы реализации идеи правовой государственности, актуально установить комплексную научную взаимосвязь между понятиями доправовой и правовой государственности, а также доконституционной и конституционной государственности. При этом обоснованная историко-правовая периодизация представлений о правовом государстве воспринимается как полезный инструмент познания и материализации изучаемого феномена.
Для российского государства исследуемый вопрос имеет колоссальное значение в связи с тем, что в нашей стране противоречивый, сложный, драматичный характер ее истории в ХХ веке наложил особый отпечаток на характер дискуссии о том, что есть правовое государство и как оно должно быть реализовано в практике конституционного строительства. При этом исходным посылом в дискуссии до сих пор остается представление о внедрении европейских конституционных ценностей в отечественную практику. Советский Союз взвалил на свои плечи «сверхзадачу» построения «справедливого государства» трудящихся, имеющего сложное понятийное соотношение с государством правовым. Представляется, что отечественные понятия «государство диктатуры пролетариата» и «общенародное государство», до сих пор принимая на себя весь объем критики и самых серьезных обвинений (в ряде стран в отношении так называемых социалистических государств выдвигаются обвинения различного рода, которые требуют формализации и установления соответствия правовой формы и содержания хотя бы в рамках правовой доктрины), должны быть объективно охарактеризованы в свете модели правового государства. Сегодня мы должны признать, что некоторые государства, имеющие значительное влияние в мировом политическом и экономическом процессе ХХ и ХХI веков, изначально и до сих пор достаточно успешно предпринимают не всегда правовые меры для того, чтобы не допустить функционирование на своей территории общественных объединений, движений, партий, мировоззрение и программа которых не соответствует целям, преследуемым официальными властями. При этом такие цели, обосновываемые правовыми идеалами гуманизма или подобными концептуальными идеями, реализуются в ряде случаев при помощи очевидно противоречащих международному и национальному праву методов (включая военные операции). В этой связи считаем необходимым подчеркнуть важность такого атрибута правового государства, как приверженность политике мира, воплощенная в системе международного права. Таким образом, в обширном историко-правовом срезе формируется серьезный вывод о том, что зачастую то, что характеризуется сегодня рядом политиков как «европейские ценности», не является по сути таковыми в контексте подлинной общеевропейской истории, противоречит не только установкам социализма, но и общечеловеческим ценностям, провозглашаемыми даже в чисто декларативной форме конституциями социалистических государств.
|
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). М.: Проспект, 2015.
3. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.
4. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2010.
|