ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу о происхождении товара по современному законодательству Российской Федерации

MODERN RUSSIAN LEGISLATION ON THE ORIGIN OF GOODS



А.В. Бачиева
A.V. Batchieva
albinab07@mail.ru
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Associate Professor at the Criminal Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, Associate Professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • происхождение товара
  • наименование места происхождения товара
  • товарный знак
  • Лиссабонское соглашение
  • географические указания
  • Keywords:

  • the origin of goods
  • appellation of origin of goods
  • trade mark
  • the Lisbon Agreement
  • geographical indications
  • В последнее время появляется все больше новых предприятий, растет производство товаров, расширяется их ассортимент и увеличивается конкуренция между производителями, что приводит к стремлению индивидуализировать свой товар, то есть объекты промышленной собственности. Для этого следует обеспечить отличающий товарный знак, который будет указывать на источник происхождения товара. Зачастую недобросовестные производители, пользуясь результатом деятельности популярного товара, для привлечения внимания к своему товару используют чужой товарный знак.
    Рыночный механизм, как показывает практика, определенно воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо принимает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки и наименования мест происхождения товаров, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль «безмолвного продавца», непременного участника рыночных отношений.
    Постоянный рост числа конфликтов между производителями, связанных с нарушением прав на товарные знаки, привел к новому этапу развития законодательства – стадии кодификации гражданского законодательства.

    There has been a growing number of new enterprises recently with goods production being on the rise and their assortment range expanded whereby the competition between manufacturers gets more severe and as a result the manufacturers tend tо identify and distinguish their products in terms of ensuring production property rights.
    To that end a unique trade mark should be created to distinguish the goods and to indicate the source of the goods. Very often unethical manufacturers use the results of popular goods performance and in order to draw attention to their goods they use the trade marks of others.
    As practice shows, market-based mechanism understands consumers' reaction on produced goods quite definitely. The consumer either accepts or rejects the goods. In this process trade marks along with the appellaltion of origin of goods play the role of "a silent seller", an essential participant in the market system, and serve as a link between the manufacturer and the buyer, between industry and manufacturers, between production and consumption.
    The steady increase in the number of conflicts between manufacturers dealing with violation of trade marks rights have lead to a new stage of the development of legislation – the phase of codification of the civil law.

    Обзор статьи

    В России введена правовая охрана наименований мест происхождения товаров, благодаря чему усиливается заинтересованность производителей в поддержании высокого качества производимого им товара и повышается конкурентоспособность отечественной продукции на рынке. Под товарным знаком подразумевается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
    Наименование места происхождения товара (НМПТ) – это один из самых малочисленных с точки зрения количества зарегистрированных объектов и малоисследованных в научной среде объектов интеллектуальной собственности. Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также средства индивидуализации, наименования мест происхождения товара указаны в подпункте 15 п. 1 ст. 1225 ГК РФ. Незначительное количество зарегистрированных НМПТ объясняется уникальностью этого объекта интеллектуальной собственности, который помимо функции индивидуализации товара конкретного производителя выполняет не менее важную функцию правовой охраны традиционных свойств товара, а также традиций художественных ремесел и промыслов.
    Определение понятия наименования места происхождения товара приводится в первом предложении абз. 1 п. 1 ст. 1516 ГК РФ. В ней говорится: «Обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, чьи особые свойства исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами» [1]. Данное определение в целом воспроизводит аналогичное определение, содержащееся в ст. 3 «Закона о товарных знаках». Главное отличие заключается в следующем: в ныне действующее определение при характеристике обозначения добавлены слова «официальное или неофициальное, полное или сокращенное».
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: наименование места происхождения товара представляет собой словесное обозначение одного товара или различных видов товара.
    Российское определение наименования места происхождения товара выделяет три группы данной категории, которая зарегистрирована в НМПТ:
    - свойство товара, которое определяется исключительно или главным образом характерными для географического объекта природными условиями;
    - свойство товара, которое определяется людскими факторами в сочетании с природными условиями;
    - свойство товара, которое определяется только человеческими факторами.
    В литературе указывается три группы товаров с зарегистрированными наименованиями мест их происхождения [4].
    Так, к первой группе относятся минеральные воды и природные минералы.
    Во вторую группу включены алкогольная продукция, продукты питания, художественные керамические изделия, художественное чугунное литье, предметы одежды.
    При этом справедливо отмечается: разделить товары по группам, соответствующим влиянию на их свойства только людского фактора или совместного влияния людского фактора в сочетании с природными условиями, бывает очень сложно, а в определенных случаях даже невозможно.
    К товарам третьей группы относятся, как правило, художественные изделия, производимые сложившимися коллективами людей на основе многолетнего опыта и производственных традиций, передаваемых из поколения в поколение (художественная роспись, резьба бытовых предметов, вязаные и вышивные изделия, художественные изделия из металлов, игрушки, музыкальные инструменты).
    Важным элементом понятия наименования места происхождения товара является географический объект, под которым понимается современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны.
    Как следует из вышеизложенного, географический объект может быть квалифицирован либо в соответствии с административным делением государства, либо по границам соответствующей местности согласно науке физической географии.
    Уникальность наименования места происхождения товара как объекта интеллектуальной собственности подтверждается также обстоятельством, что этот объект является для правообладателя связующим звеном в отношении других объектов интеллектуальной собственности. Как правильно отмечается в литературе, обладатели свидетельств на право пользования конкретным наименованием места происхождения товара могут являться правообладателями товарных знаков, а также патентообладателями изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Кроме того, имеется ряд зарегистрированных наименований мест происхождения товаров, представляющих собой не что иное как произведения искусства, охраняемые авторским правом.

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1–4 по состоянию на 21 января 2015 г. М.: Омега-Л, 2015. 559 с.
    2. Агамагомедова С.А. Защита прав на наименования мест происхождения товаров при их трансграничном перемещении // Патенты и лицензии. 2011. № 12. С. 22–30.
    3. Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Практика охраны наименований мест происхождения товаров: что изменилось? // Патенты и лицензии. 2006. № 1. С. 2–9.
    4. Китайский В.Е. Правовая охрана народных промыслов и традиционных продуктов России. М.: Изд-во РГИИС, 2006.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2